Приложение 18
к основной образовательной программе
среднего общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”, утверждённая
приказом директора МБОУ Личадеевской СШ от
31.08.2023 № 250/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Литературный практикум»
для 10-11 КЛАССОВ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других народов;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет -ресурсы ); формирование чувства прекрасного
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый
познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового
культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении
Метапредметные результаты: обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему,
проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые
приоритеты; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации;самостоятельно ставить
новые учебные цели и задачи;адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить
необходимые коррективы в ходе дискуссии; формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения;устанавливать и
сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;оформлять
свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого
жанра;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;работать в группе –
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности;давать определения понятиям; обобщать понятия;самостоятельно вычитывать все
виды текстовой информации;пользоваться изучающим видом чтения; самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;строить рассуждения;осуществлять сравнение; излагать содержание
прочитанного текста выборочно;устанавливать причинно-следственные связи;осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;осуществлять анализ;учиться основам реализации проектно-исследовательской
деятельности;осуществлять классификациюУмение понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать её, определять сферу своих интересов;
2. Содержание учебного предмета
10 класс
Введение. Цели и задачи курса.
Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность
содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного
содержания текста.
Художественное произведение как образ
2
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства.
Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ.
Художественная условность. Художественный мир.
Единство художественной формы и художественного содержания.
Художественная форма
Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира
(пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей и др.). Психологизм.
Гротеск. Стилизация. Пародия.
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста: определение
своеобразия стиля А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на примере анализа анализ стихотворений
А.С. Пушкина «Я думал, сердце позабыло…» и М.Ю. Лермонтова «Я не люблю тебя;
страстей…»; «Туча» А.С. Пушкина , «Тучи» М.Ю. Лермонтова и «Наплывает туча с моря…»
Н.А. Некрасова
Композиция произведения
Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Виды композиционной
организации лирического произведения
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста: анализ
композиции стихотворений А.С. Пушкина «Наслаждение», М.Ю. Лермонтова «Ангел»,
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая
нива…» и И.А.Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!»
Художественная речь
Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи.
Проза и поэзия. Стихотворение в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характеристики
стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая).
Стопа. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двусложные (ямб, хорей) и трехсложные
(дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма,
виды рифмы (мужская, женская, дактилическая и др.). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки
(парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен,
терцина, октава, онегинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительновыразительные средства языка художественного произведения. Тропы и риторические фигуры
(эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора, олицетворение, метонимия,
аллегория, антитеза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация,
эвфония, аллитерация, звукоподражание). Уровни анализа языка художественного
произведения. Языковая оппозиция. Художественные функции стилистически окрашенных
групп лексики (диалектизмы, просторечие, варваризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы,
архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фонетических и грамматических
ресурсов языка.
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста: выявление
ритмического, лексического своеобразия, роли изобразительно-выразительных средств для
воплощения авторской позиции в стихотворениях «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с
молитвою») М.Ю. Лермонтова, «Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури» А.А. Фета, «Как
хорошо ты, о море ночное» Ф.И. Тютчева, «Внимая ужасам войны» Н.А.
Некрасова
Художественное содержание
Художественное содержание и художественная форма. Единство содержания и формы.
Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи и тематика как круг
отображаемых явлений. Проблематика. Типология проблем: нравственная, философская,
социально-историческая проблематика (человек в его отношении к обществу, природе,
универсуму; взаимоотношения поколений; человек и время; человек и нация; духовные поиски,
проблемы смысла жизни). Исторически конкретные и вечные проблемы («сквозные темы»).
Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (героический,
романтический, сентиментальный, идиллический, трагический, иронический, сатирический и т.
п.). Образ автора. Авторский замысел и авторская позиция в произведении.
3
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста: определение
темы, круга проблем, основного пафоса сопоставление тематики и проблематики
стихотворений А.С. Пушкина «Из Пиндемонти», «Поэту», «Еще земли печален вид» Ф.И.
Тютчева, «Еще весны душистой нега» А.А. Фета.
Образ лирического героя
Содержание образа — индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое,
национальное, историческое, социальное и т. п.). Понятия «лирический герой», «лирический
субъект», ролевая лирика.
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста: определение
темы, круга проблем, основного пафоса сопоставление тематики и проблематики
стихотворений М.Ю Лермонтова «Завещание», «Застенчивость» Н.А. Некрасова.
Обобщение изученного .
11 класс
Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста: Обнаружение
знаков времени (прямых и косвенных) и пространства, символики календарного времени,
обнаружение метафор со значением времени, пространственных метафор в стихотворениях
А.С. Пушкина «Телега жизни», ««Вновь я посетил…» , Е.А. Баратынского «Запустение» Н.А.
Некрасова «Родина»; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Пушкина, «С горы скатившись,
камень лег в долине…», Листья» Ф. Тютчева. Образ события .Сюжет и фабула. Лирический
сюжет. Динамика сюжета. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты
(«сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста: анализ
своеобразия развития сюжета в лирических произведениях, выявление сходных мотивов сопоставительный анализ элегий В.А. Жуковского «Вечер» и «сельское кладбище», баллад
«Людмила», «Светлана», «Ленора».
Текст и контекст
Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Интертекст
(литературный контекст как один из видов художественного контекста). Виды
интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные,
фольклорные и т. п. реминисценции. Практические задания, направленные на формирование
навыков анализа текста. Выявление автобиографических элементов в стихотворениях Н.А.
Некрасова «Еду ли ночью по улице темной», Ф.И. Тютчева; роль реминисценции из
стихотворения В.А. Жуковского «Лала Рук» в стихотворении А.С. Пушкина «Я помню чудное
мгновение».
Произведение и литературный процесс
Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Литературный жанр. Основные
лирические (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма, эпитафия, рондо, стансы,
романс, мадригал и т. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и
жанровые разновидности.
Практические задания, направленные на формирование навыков анализа текста:
сопоставительный анализ романтической и реалистической
элегии («Вечер» В.А. Жуковского и «Элегия» Н.А. Некрасова) .
Обобщение изученного.
4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
Название разделов, тем
Введение. Цели и задачи курса
Художественное произведение как образ
Художественная форма
Композиция произведения
Художественная речь
Художественное содержание
Образ лирического героя
Обобщение изученного
Количество
часов
1
1
2
2
4
3
2
2
17
11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого
Название разделов, тем
Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении
Образ персонажа
Портрет в литературном произведении
Образ предмета
Образ события
Эпизод в произведении
Текст и контекст
Произведение и литературный процесс
Обобщение изученного
Количество
часов
8
4
2
2
4
4
4
4
2
34