Приложение 20
к основной образовательной
программе
среднего общего образования
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской
СШ от 31.08.2023 №250/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«БИОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
1. Планируемые результаты освоения курса по выбору
Личностные результаты
сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и
здоровью человека;
осознание значения здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и
общению с природой;
овладение
интеллектуальными
умениями
(анализировать,
сравнивать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и
выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
выявление существенных свойств живых организмов (наследственность,
изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы);
характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание,
выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
определение связи строения и функций тканей,
органов;
выявление
сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма
с окружающей его средой;
обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и
жизни человека;
распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые
грибы, растения, животные);
объяснение места человека в системе живой природы, сходства и различий
человека с животными, связи организма человека со средой обитания, зависимости
здоровья от состояния окружающей среды и образа жизни человека;
обоснование мер профилактики заболеваний человека и мер оказания
неотложной помощи при кровотечениях, отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах;
понимание роли наследственности и изменчивости в эволюции живой
природы, проявлении наследственных заболеваний человека;
определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
выявление черт приспособленности
организмов к условиям среды
обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
распознавание
биологических
объектов
(клеток,
тканей,
органов,
организмов) и их изображений;
определение и классификация основных биологических понятий;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием
биологических
объектов
и
процессов;
проведением
простых
биологических
экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости
жизни на Земле;
понимание личностной и социальной значимости биологической науки и
биологического образования;
знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового
образа жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете
биологии, на экскурсиях;
соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и
биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
освоение
приемами
оказание
первой
медицинской
помощи
при
отравлениях, ожогах, обморожениях, вывихах, переломах костей, кровотечениях, при
спасении утопающих.
овладение методами размножения растений и способами ухода за
комнатными растениями;
овладение гигиеническими умениями и правилами ухода за своим
организмом.
5. В эстетической сфере:
развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Метапредметные результаты
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа,
рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения,
анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников
(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы
Интернет); проводить анализ и обработку информации;
овладение
исследовательскими
умениями:
формулировать
проблему
исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно
моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания;
осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы
решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;
овладение
коммуникативными
умениями
и
опытом
межличностных
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
2. Содержание курса по выбору
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава,
обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организма.
Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных,
бактерий, грибов.
Строение про- и эукариотической клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и
органоидов клетки – основа ее целостности.
РАЗДЕЛ 3. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ
Систематика. Основные систематические (токсономические) категории: вид, род,
семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Профилактика
заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство грибов, строение жизнедеятельность, размножение. Использование грибов
для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых
грибов.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в
природе грибов и лишайников.
Царство растений. Особенности строения тканей и органов (корень, лист, стебель,
цветок, семя, плод). Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его
целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.
Многообразие
растений.
Признаки
основных
отделов,
классов
и
семейств
покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая
роль растений на Земле.
Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных
животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности
строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика
основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.
Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности,
роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов
хордовых.
Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов животных.
РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения,
дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей,
органов, систем органов.
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной,
покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на
рисунках) органов и систем органов.
Внутренняя
среда организма человека.
Группы
крови.
Переливание
крови.
Иммунитет. Обмен веществ и превращения энергии в организме человека. Витамины.
Нервная
и
эндокринная
системы.
Нейрогуморальная
регуляция
процессов
жизнедеятельности организмов как основа его целостности, связи со средой.
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая
нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека.
Личная
и
инфекционных
общественная
заболеваний
гигиена,
(вирусных,
здоровый
образ
бактериальных,
жизни.
грибковых,
Профилактика
вызываемых
животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи.
Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг,
закаливание,
двигательная
активность).
Факторы
риска
(стрессы,
гиподинамии,
переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
10 КЛАСС
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
РАЗДЕЛ 1. Биология - наука о живой
1Ч
природе
РАЗДЕЛ 2. Клетка как биологическая
2Ч
система
РАЗДЕЛ 3. Многообразие организмов
14 Ч
Итого
17 Ч
11 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. Человек и его здоровье
РАЗДЕЛ 2. Обобщающее повторение
Итого
50 Ч
1Ч
51 Ч