Биология теоретические и практические аспекты

Приложение 20
к основной образовательной
программе
среднего общего образования
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской
СШ от 31.08.2023 №250/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору
«БИОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

1. Планируемые результаты освоения курса по выбору

Личностные результаты
 сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и
здоровью человека;
 осознание значения здорового образа жизни;
 сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и
общению с природой;
 овладение

интеллектуальными

умениями

(анализировать,

сравнивать,

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и
выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:


выявление существенных свойств живых организмов (наследственность,

изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);


обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы);
характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;


понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание,

выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);


определение связи строения и функций тканей,

органов;

выявление

сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма
с окружающей его средой;


обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и

жизни человека;


распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые

грибы, растения, животные);


объяснение места человека в системе живой природы, сходства и различий

человека с животными, связи организма человека со средой обитания, зависимости
здоровья от состояния окружающей среды и образа жизни человека;


обоснование мер профилактики заболеваний человека и мер оказания

неотложной помощи при кровотечениях, отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах;



понимание роли наследственности и изменчивости в эволюции живой

природы, проявлении наследственных заболеваний человека;


определение принадлежности биологических объектов к определенной

систематической группе;


выявление черт приспособленности

организмов к условиям среды

обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;


распознавание

биологических

объектов

(клеток,

тканей,

органов,

организмов) и их изображений;


определение и классификация основных биологических понятий;



овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием

биологических

объектов

и

процессов;

проведением

простых

биологических

экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:


осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости

жизни на Земле;


понимание личностной и социальной значимости биологической науки и

биологического образования;


знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового

образа жизни;


развитие чувства ответственности за сохранение природы.

3. В сфере трудовой деятельности:


знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете

биологии, на экскурсиях;


соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и

биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:


освоение

приемами

оказание

первой

медицинской

помощи

при

отравлениях, ожогах, обморожениях, вывихах, переломах костей, кровотечениях, при
спасении утопающих.


овладение методами размножения растений и способами ухода за

комнатными растениями;



овладение гигиеническими умениями и правилами ухода за своим

организмом.
5. В эстетической сфере:
 развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Метапредметные результаты


Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной

литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа,
рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения,
анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;


умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников

(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы
Интернет); проводить анализ и обработку информации;


овладение

исследовательскими

умениями:

формулировать

проблему

исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно
моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания;
осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы
решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;


овладение

коммуникативными

умениями

и

опытом

межличностных

коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

2. Содержание курса по выбору
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава,
обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организма.
Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных,
бактерий, грибов.
Строение про- и эукариотической клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и
органоидов клетки – основа ее целостности.

РАЗДЕЛ 3. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ
Систематика. Основные систематические (токсономические) категории: вид, род,
семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Профилактика
заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство грибов, строение жизнедеятельность, размножение. Использование грибов
для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых
грибов.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в
природе грибов и лишайников.
Царство растений. Особенности строения тканей и органов (корень, лист, стебель,
цветок, семя, плод). Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его
целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.
Многообразие

растений.

Признаки

основных

отделов,

классов

и

семейств

покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая
роль растений на Земле.
Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных
животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности
строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика
основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.
Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности,
роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов

хордовых.

Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов животных.
РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения,
дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей,
органов, систем органов.
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной,
покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на
рисунках) органов и систем органов.

Внутренняя

среда организма человека.

Группы

крови.

Переливание

крови.

Иммунитет. Обмен веществ и превращения энергии в организме человека. Витамины.
Нервная

и

эндокринная

системы.

Нейрогуморальная

регуляция

процессов

жизнедеятельности организмов как основа его целостности, связи со средой.
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая
нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека.
Личная

и

инфекционных

общественная
заболеваний

гигиена,
(вирусных,

здоровый

образ

бактериальных,

жизни.
грибковых,

Профилактика
вызываемых

животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи.
Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг,
закаливание,

двигательная

активность).

Факторы

риска

(стрессы,

гиподинамии,

переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
10 КЛАСС
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
РАЗДЕЛ 1. Биология - наука о живой
1Ч
природе
РАЗДЕЛ 2. Клетка как биологическая
2Ч
система
РАЗДЕЛ 3. Многообразие организмов
14 Ч
Итого
17 Ч
11 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. Человек и его здоровье
РАЗДЕЛ 2. Обобщающее повторение
Итого

50 Ч
1Ч
51 Ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».