Приложение 10
к
адаптированной
основной
общеобразовательной
программе
образования обучающихся с лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант
1)
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской СШ
от 31.08.2023 г. №251/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно-развивающей области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
для 1-4 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Программа «Речевое развитие» составлена для обучающихся 1-4 классов, обучающихся
по ФГОС
образования обучающихся
с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель коррекционных занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон
речи (фонетико-фонематической,
лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными задачами коррекционной работы является:
-корригировать
артикуляционные
нарушения,
формировать
правильное
звукопроизношение;
-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;
-развивать понимание речи;
-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;
-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим
категориям и аффиксам, различению грамматических форм; -развивать диалогическую и
монологическую речь. -формировать правильный навык письма, чтения;
-развивать письменную речь как форму общения; -способствовать усвоению языка как
средства общения.
-учить соотносить условия задачи с их требованиями;
-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей
действительности;
-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях,
представления о количестве, пространстве;
-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;
-учить сравнению предметов по определенным признакам;
-учить классифицировать, обобщать предметы; -развивать динамический и
кинестетический праксис; -развивать зрительный, слуховой контроль.
-способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги;
-развивать словесную регуляцию поведения.
Основными направлениями коррекционной работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация
звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие
познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Общая характеристика коррекционный курс
Программа
обеспечивает
требования
Федерального
государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): формирование первоначальных навыков чтения и
письма в процессе овладения грамотой, формирование элементарных представлений о
русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; осознание значения
чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов;
формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и
возрасту литературных текстов; формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения и литературных произведений; расширение представлений об окружающей
действительности; обогащение лексико-грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие навыков связной устной речи, навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения.
Программа
учитывает
особенности
психофизического
развития
детей,
индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает
комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин
органического, функционального и социального характера. Большая распространённость и
особенности симптоматики речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов
(восприятия, внимания, памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в
овладении речевыми навыками. Нарушение речи у данной категории детей носят стойкий
системный характер и затрагивают все компоненты речевой системы: лексикограмматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую
и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или
высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетикофонематическую (звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи
отрицательно сказываются и на развитии письменной речи.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня
коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ
достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и
регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка,
способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что
тоже содействует его жизненным успехам.
Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и
навыки, логопед, тем самым, развивает у обучающихся познавательные процессы и
высшие психические функции.
В процессе коррекционной работы по профилактике нарушений устной и письменной
речи наиболее значимыми являются следующие принципы:
• принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь
комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
• патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех
психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения
и письма;
• принцип максимальной опоры на различные анализаторы;
• принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
• принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание,
автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план;
• принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс
развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом
ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение
задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
• принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая
работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с
постепенным усложнением;
• принцип системности – методика профилактической работы представляет собой
систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание
определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется
основной целью и его местом в общей системе работы;
• принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как
многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля);
• онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования
функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
• общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности).
Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями требует
организации специальной коррекционной работы, поэтому в учебном плане предусмотрены
часы коррекционных занятий.
В начале каждого учебного года обследуются все обучающиеся, занимавшиеся у
логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления
состояния речи на начало учебного года), а также вновь прибывшие учащиеся. Устная и
письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно
изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими
приемами. Основным критерием при зачислении на занятия являются рекомендации
центральной (территориальных) психолого-педагогических комиссий, кроме того,
учитывается характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения
ребенка.
Групповые и индивидуальные занятия проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные
занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-40 минут.
Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или
коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения,
по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов.
Наполняемость групп для коррекционных занятий 2-4 ученика. Групповые занятия по
коррекции письменной речи проводятся 2 раза в неделю, наполняемость групп варьируется
от 4-6 человек. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по
группам. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся
часы как в первую, так и во вторую половину дня.
Учитель проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями,
психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по
пропаганде коррекционных знаний.
Содержание коррекционной работы находится в соответствии с программой обучения
грамоте. При этом цели и задачи коррекционной работы (практическое овладение языком)
иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Основные направления коррекционной работы на протяжении всего периода обучения:
развитие фонетического слуха и восприятия;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
развитие лексико – грамматического строя речи;
развитие связной речи;
развитие пространственно-временных представлений;
развитие коммуникативной функции речевого общения; развитие внимания,
памяти, мышления; развитие мелкой моторики.
Данный коррекционно - развивающий курс предусматривает применение следующих
методов:
практических
словесных
игровых
наглядно-демонстрационных
методов ролевого моделирования типовых ситуаций
При подготовке занятия и выборе упражнений и заданий учитывается степень
системного недоразвития речи учащихся.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики
- упражнения для развития координации движений и мелкой моторики пальцев рук
- дыхательная гимнастика
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков
- упражнения, направленные на развитие фонематических процессов
- работа со словами, звуко-слоговый анализ слов
- работа над предложением
- обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у обучающихся с
интеллектуальными нарушениями очень консервативны, необходимо тщательно
отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость
коррекционных упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по
форме, характерна для коррекционной работы в коррекционной школе. Учитывая быструю
утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень
развития познавательного интереса и активности на коррекционных занятиях проводится
частая смена видов деятельности. Так как нарушения речи у обучающихся носят стойкий
характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с
нормальными детьми.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза. В результате такой организации
коррекционных занятий достигается многоплановый коррекционный эффект: устраняются
недостатки речевого развития, восполняются пробелы в формировании грамматических
понятий, закрепляется адекватное использование грамматических терминов в процессе
учебной деятельности, формируются соответствующие приемы умственной работы,
способствующие успешному усвоению школьной программы, социальной адаптации
обучающихся.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
коррекционная работа на
синтаксическом уровне; - совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного
этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной
речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и
слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л,
заднеязычных согласных.
Важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания,
дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения, развитие мелкой моторики рук.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей
этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии,
акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового
анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового
и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс),
звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л,
заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В 4 классе также
проводится работа по устранению семантической дислексии.
Начиная со 2-го класса ведется работа по темам: «Правописание мягкого знака в конце
слова, середине слова», « Разделительный мягкий знак». « Разделительный твердый знак».
Раздел
«Совершенствование
связной
речи»
предполагает
работу
над
текстом/контекстной речью.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Речевое развитие» входит в коррекционноразвивающую область и
относится к части, формируемая участниками образовательных отношений учебного плана
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) количество часов в неделю, отводимых на изучение
коррекционного курса «Речевое развитие» в 1-4 классах 2 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Стандарт устанавливает требование к личностным и предметным результатам освоения
программ. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание
личностной компетенции.
1 класс
Личностные результаты:
- принятие новой роли ученика - овладение первоначальными навыками коммуникации
и принятыми нормами социального взаимодействия;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- овладение
этическими
чувствами,
доброжелательностью,
эмоциональной
отзывчивостью, пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,
ученик - группа, учитель-группа);
- использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми
- умение отвечать на вопросы, вести диалог, задавать вопросы, выслушивать друг
друга до конца;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать буквы алфавита;
- знать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные;
- знать понятия «предмет», «действие», «признак», «звук», «буква», «слово»,
«предлог», «предложение»;
- знать свистящие и шипящие звуки;
- правильно произносить все звуки изолированно;
- ориентироваться в тетради;
- писать по обводке;
- списывать с рукописного текста буквы, слоги;
- проводить элементарный звукобуквенный анализ слов;
- делить слова на слоги;
- читать по слогам;
- определять количество слов в предложении;
- отвечать на поставленные вопросы полным предложением,
Достаточный уровень
- знать все звуки и буквы алфавита;
- знать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие
звуки;
- знать понятия «предмет», «действие», «признак», «звук», «буква», «слово»,
«предлог», «предложение»;
- правильно произносить все звуки в словах и в предложениях;
- писать под диктовку простые слова;
- списывать с печатного текста предложения;
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- делить слова на слоги;
- определять ударный слог и ударный гласный звук;
- читать плавно по слогам;
- проводить анализ и синтез предложений;
- грамматически правильно составлять простые предложения; - составлять связное
описательное и повествовательное высказывание; отвечать полным ответом на
поставленные вопросы.
2 класс
Личностные результаты:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,
ученик - группа, учитель-группа);
- использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь учителя;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
- умение отвечать на вопросы, вести диалог, задавать вопросы, выслушивать друг
друга до конца;
- уважительное
отношение к
семейным
ценностям, бережное
отношение к окружающему миру;
- заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни;
- развивать способности к эмоционально-ценностному отношению к окружающему
миру;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- правильно произносить поставленные звуки в словах;
- знать все звуки и буквы алфавита;
- знать написание букв алфавита;
- знать понятия «предмет», «действие», «признак», «звук», «буква», «слог», «ударение»,
«слово», «предлог», «предложение», «текст»;
- знать шипящие и свистящие звуки;
- знать правила переноса слов;
- дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные,
свистящие и шипящие;
- проводить звукобуквенный анализ 2-х-сложных слов;
- читать слова по слогам;
- проводить анализ предложений без предлога, определять место слова в предложении;
- правильно употреблять простые предлоги в речи;
- списывать короткие тексты;
- писать под диктовку несложные слова;
- составлять предложения с опорой на схемы, картинки, слова и прочие опоры.
Достаточный уровень:
- изолированно правильно произносить все звуки;
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные,
согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на
слух, в написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- правильно произносить поставленные звуки в словах;
- знать все звуки и буквы алфавита;
- знать написание букв в узкую линию;
- знать понятия «предмет», «действие», «признак», «звук», «буква», «слог», «ударение»,
«слово», «предлог», «предложение», «текст»;
- знать шипящие и свистящие звуки;
- знать правила переноса слов;
- проводить звукобуквенный анализ слов, определять количество звуков и букв в слове,
их порядковое место;
- определять ударные и безударные гласные;
- проводить анализ предложений, определять место слова в предложении;
- правильно употреблять предлоги в речи;
- уметь правильно переносить слова по слогам;
- списывать короткие тексты целыми словами;
- писать под диктовку несложные слова, предложения, соблюдая правила орфографии
и пунктуации, задавать вопросы и отвечать на них полным ответом; - читать правильно
слова по слогам, переход к чтению целыми словами;
- строить связное описательное и повествовательно высказывание из 3-4-х
предложений - отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
3 класс
Личностные результаты:
- уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к
окружающему миру;
- заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни;
- развивать способности к эмоционально-ценностному отношению к окружающему
миру;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями;
- совершенствование умения понимать обращённую речь, адекватно реагировать на неё;
- формирование умения справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей;
- развитие
жизненной активности, настойчивости,
произвольности
поведения, организованности, чувства справедливости;
- развитие дружелюбия, дисциплинированности;
- обобщение и расширение социального опыта;
- совершенствование способов взаимодействия со сверстниками, развитие
коммуникативных навыков на основе общих игровых учебных действий, интересов;
- развитие эмоций, воспитание гуманных чувств к окружающим;
- воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения
вслушиваться в обращённую речь, слышать ошибки в чужой и своей речи;
- совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог,
задавать вопросы, выслушивать друг друга до конца.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- связно высказываться по плану в виде вопросов, опорных схем, опорных слов,
предметным и сюжетным картинкам;
- правильно произносить все звуки в слогах, словах, предложениях;
- читать по слогам, в легких случаях словами;
- составлять предложения, выделять предложения из речи, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя;
- различать гласные и согласные, звонкие и глухие в слогах, словах;
- определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- употреблять в речи предлоги, писать их раздельно;
- правильно писать все буквы алфавита изолированно и в словах, фразах при
списывании и на слух;
- списывать текст;
- писать под диктовку слова, предложения.
Достаточный уровень
- правильно произносить все звуки в связной речи;
- проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов
- дифференцировать звонкие и глухие, свистящие и шипящие согласные изолировано,
в слогах и словах;
- правильно писать все буквы алфавита изолированно и в словах, фразах при
списывании и на слух;
- определять ударные и безударные гласные в словах;
- знать правила переноса слов и уметь правильно переносить слова;
- оперировать основными грамматическими
категориями (предложение;
словапредметы, слова-действия, слова-признаки; род, число);
- правильно согласовывать все части речи друг с другом, изменять их по числам;
- составлять предложения, выделять предложения из текста;
- употреблять в речи предлоги, писать их раздельно;
- читать вслух целыми словами, слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой
структуре слов;
- коллективно составлять близкий к тексту пересказ по демонстрируемому действию,
по вопросам, опорным словам, серии сюжетных картинок, одной сюжетной картинке, плану
- схеме;
- коллективно составлять связное высказывание (рассказ) по опорным схемам,
опорным словам, предметным и сюжетным картинкам, по плану-схеме
4 класс
Личностные результаты:
- уметь управлять собой;
- адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с
учетом
выявленных недочетов;
- соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
- внимательно слушать и слышать собеседника;
- понимать и принимать задачу, оставленную в вербальной форме;
- планировать предстоящую деятельность и контролировать её ход;
- применять знания в новых ситуациях;
- соблюдать речевой этикет при общении.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- правильно писать все буквы алфавита;
- проводить слоговой анализ слов;
- дифференцировать фонемы,
имеющие
акустико-артикуляционное,
кинетическое сходство; различать буквы, сходные по начертанию;
- с помощью учителя анализировать слова по звуковому составу (выделять и
дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове); - писать
предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять простые предложения, выделять предложения из речи и текста;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения;
- читать вслух целыми словами, слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой
структуре слов;
- связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
- с помощью учителя составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Достаточный уровень
- дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное, кинетическое
сходство; различать буквы, сходные по начертанию;
- правильно писать все буквы алфавита;
- проводить слоговой анализ слов;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- знать значение и правильно употреблять в речи обобщающие слова, слова-антонимы,
слова – синонимы;
- правильно
согласовывать
слова в
предложениях,
различных
синтаксических конструкциях;
- правильно подбирать родственные слова;
- знать и уметь определять главные и второстепенные члены предложения;
- знать правила написания приставок и предлогов;
- передавать суть выполняемых
упражнений, последовательно
производимых умственных действий в развёрнутом высказывании;
- правильно читать вслух целыми словами с соблюдением пауз и интонаций;
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по
вопросам;
- пересказывать тексты выборочно, кратко (сжато), составлять творческие пересказы
(коллективно) с последующей записью в тетрадь; - писать под диктовку предложения и
тексты;
Содержание коррекционного курса
1 класс
Раздел
Количество часов
Предварительный этап. Логопедическое обследование
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении
произношения – постановка и автоматизация)
8
18
Коррекция произношения свистящих звуков
11
Коррекция произношения шипящих звуков
Коррекция произношения сонорных звуков
Коррекция произношения заднеязычных звуков
Итого за год
11
11
7
66
Раздел
2 класс
Количество часов
Предварительный этап. Логопедическое обследование
Повторение изученного в 1 классе
Дифференциация звонких-глухих парных согласных
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
8
12
11
11
Развитие фонематического анализа и синтеза
Дифференциация сонорных, свистящих и шипящих согласных
8
8
Обогащение лексико-грамматического строя речи
Итого за год
10
68
Раздел
3 класс
Количество часов
Предварительный этап. Логопедическое обследование
Повторение изученного в 1,2 классах
Дифференциация звонких и глухих парных согласных
Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное
сходство
Слова, обозначающие предметы, признаки и действие предметов
8
10
19
10
Устранение дисграфии и дислексии
Итого за год
13
68
Раздел
4 класс
Предварительный этап. Логопедическое обследование
Повторение изученного во 2,3 классах
Дифференциация фонем имеющих акустикоартикуляционное
сходство
Устранение дисграфии и дислексии
Итого
8
Количество часов
8
20
20
20
68
Тематическое планирование
1 класс
Тема
Колво
часов
Предварительный этап
Обследование устной речи 8
обучающихся
(входная,
итоговая диагностика).
Упражнения на
развитие
2
ручной моторики
Основные виды учебной деятельности
Изучение
упражнений
пальчиковой
гимнастики. Складывание, мозаики, пазлов,
разрезных картинок.
Упражнения на развитие ритма 1
Знакомство с понятием ритм. Выполнение
упражнений с помощью рук на развитие ритма.
Упражнения
на
развитие 1
Обучение
выполнению
упражнений
дыхания
дыхательной
гимнастики.
Игры
с
использованием ваты, листа бумаги.
Упражнения
на
развитие 1
Повторение
дыхательных
упражнений.
речевого дыхания и голоса
Обучение
выполнению
упражнений
на
развитие голоса. Знакомство с потешками,
рифмованными упражнениями.
Упражнения
на
развитие 1
Умение правильно показывать органы речи:
артикуляционной моторики
язык, рот, зубы. Обучение выполнению
упражнений на развитие артикуляционной
моторики. Использование зеркал, настольных
игр, схемы.
Упражнения
на
развитие 2
Выполнение
упражнений
на
развитие
слухового
восприятия
и
слухового
восприятия
и
внимания.
внимания
Использование
игр
на
внимание,
дидактические пособия.
Уточнение артикуляции сохранных звуков
(при нарушении произношения – постановка и автоматизация)
Звук А
1
Уточнение артикуляции [а]. Называние слов с
данной буквой. Составление словосочетаний
со словами арбуз, апельсин.
Звук У
1
Уточнение артикуляции [у]. Называние слов с
данной буквой. Составление словосочетаний
со словами улитка, утка.
Звук Ы
1
Уточнение артикуляции [ы]. Называние слов
с
данной
буквой.
Составление
словосочетаний со словами сыр, мышь.
Звук О
1
Уточнение артикуляции [о]. Называние слов с
данной буквой. Составление словосочетаний
со словами окно, очки.
Звук И
1
Уточнение артикуляции [и]. Называние слов с
данной буквой. Составление словосочетаний
со словами игла, индюк
Звук Э
1
Уточнение артикуляции [э]. Называние слов с
данной буквой. Составление словосочетаний
со словами Эльза, экскаватор.
Губной согласный П
1
Губной согласный Б
1
Губной согласный М
1
Уточнение артикуляции [п]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний со
словами поле, петух.
Уточнение артикуляции [б]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний со
словами булка, бидон.
Уточнение артикуляции [м]. Произнесение с
гласными
1,2 ряда. Называние слов с данной буквой,
составление словосочетаний со словами
молоко, миска.
Развитие связной речи
1
Работа по сюжетным картинкам, проведение
различных игр.
Упражнения
на
развитие 1
Выполнение
упражнений.
Работа
по
фонематического слуха
сюжетным картинкам, проведение различных
игр. Называние предметов, их характеристика.
Упражнения
на
развитие 1
Выполнение
упражнений.
Работа
по
фонематического восприятия
сюжетным картинкам, проведение различных
игр. Сравнение предметов, нахождение
сходных и отличительных признаков.
Повторение
пройденного 1
Повторение пройденных звуков. Проведение
материала
дидактических
игр.
Уточнение
пространственновременных представлений.
Переднеязычные
согласные. 1
Уточнение артикуляции [т]. Произнесение с
Звук Т
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний со
словами топор, тело.
Звук Д
1
Уточнение артикуляции [д]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний со
словами дом, дед.
Звук Н
1
Уточнение артикуляции [н]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний со
словами носки, нитки.
Губно-зубные согласные Звук 1
Уточнение артикуляции [в]. Произнесение с
В
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний со
словами волк, вилка.
Звук Ф
1
Уточнение артикуляции [ф]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний со
словами фонарь, филин.
Коррекция произношения свистящих звуков
Постановка и автоматизация.
3
Изучение артикуляции [с-сь]. Произнесение с
Дифференциация звуков С-СЬ
гласными
1,2 ряда. Называние слов с данной буквой,
дифференциация соль-сила.
Постановка и автоматизация.
Дифференциация звуков З-ЗЬ
3
Изучение артикуляции [з-зь]. Произнесение с
гласными
1,2 ряда. Называние слов с данной буквой,
дифференциация зонт-Зина.
Постановка и автоматизация. 3
Изучение артикуляции [с-ц]. Произнесение с
Дифференциация звуков С-Ц
гласными
1,2 ряда. Называние слов с данной буквой,
дифференциация цапля, цыплёнок, сом-царь.
Повторение
пройденного 2
Повторение пройденных звуков. Называние
материала
слов
с
пройденными
буквами,
дифференциация. Простейшие обобщения
предметов.
Коррекция произношения шипящих звуков
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [ш]. Произнесение с
звука Ш
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [ж]. Произнесение с
звука Ж
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [ч]. Произнесение с
звука Ч
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [щ]. Произнесение с
звука Щ
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Игра в лото
1
Проведение игры в лото.
Повторение
пройденного 2
Повторение пройденных звуков. Называние
материала
слов
с
пройденными
буквами,
дифференциация.
Дифференциация звуков Ш-Ж, 4
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Ч-Щ, Ш-Щ
Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ.
Называние слов с данными буквами. Развитие
вопросно-ответной речи.
Коррекция произношения сонорных звуков
Коррекция звукопроизношения 1
Изучение артикуляции [л]. Произнесение с
звука Л
гласными 1 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Звук ЛЬ
1
Изучение артикуляции [ль]. Произнесение с
гласными 2
ряда. Называние слов с данной буквой.
Различение звуков Л-ЛЬ
1
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами.
Звук Р
1
Изучение артикуляции [р]. Произнесение с
гласными 1 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Звук РЬ
1
Изучение артикуляции [рь]. Произнесение с
гласными 2 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Различение звуков Р-РЬ
2
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами.
Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, 2
Л-Р, ЛЬ-РЬ.
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами.
Постановка и автоматизация 1
Уточнение артикуляции [й]. Называние слов с
звука Й
данной буквой, составление словосочетаний со
словами йод, йогурт.
Дифференциация звуков ЛЬ-Й
1
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами. Развитие диалога, связной
речи.
Коррекция произношения заднеязычных звуков
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [к]. Произнесение с
звука К
гласными 1 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [кь]. Произнесение с
звука КЬ
гласными 2 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [г]. Произнесение с
звука Г
гласными 1 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [гь]. Произнесение с
звука ГЬ
гласными 2 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [х]. Произнесение с
звука Х
гласными 1 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Постановка и автоматизация 1
Изучение артикуляции [хь]. Произнесение с
звука ХЬ
гласными 1 ряда. Называние слов с данной
буквой.
Итоговое
логопедическое 1
Подведение работы за год.
занятие
Итого
66
2 класс
Тема
Обследование
письменной
обучающихся
(входная,
диагностика).
Кол-во Основные виды учебной деятельности
часов
Предварительный этап
устной и 8
речи
итоговая
Повторение изученного в 1 классе
Коррекция произношения и 2
Уточнение артикуляции. Автоматизация звуков.
автоматизация
отдельных
Произнесение звука с гласными 1,2 ряда.
звуков
Называние слов с данной буквой, составление
словосочетаний со словами.
Чтение слогов, слов, предложений.
Гласные звуки.
2
Согласные звуки.
2
Звуковой анализ односложных 2
слов
Знакомство с образованием гласных 1 –го ряда.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Работа со словами-паронимами, различающимися
одним гласным звуком (буквой). Д/и «Узнай
гласный звук», «Какой гласный я произнесла?»,
«Чей голос?».
Показать различие в образовании гласных и
согласных звуков. Работа со словами-паронимами,
различающимися
одним
согласным
звуком
(буквой). Игры на формирование слухового
внимания, ориентировку в пространстве.
Уточнить строение речевого аппарата, органов
артикуляции.
Дифференцировать термины «звук», «слог»,
«слово». Упражнения в определении количества и
последовательности звуков в слове. Звуковая схема.
Звуковой анализ двусложных 2
слов
Дифференцировать термины «звук», «слог»,
«слово». Упражнения в определении количества и
последовательности звуков в слове. Звуковая
схема.
Звуковой анализ слов с 2
Дифференцировать термины «звук», «слог»,
опорой на цифровой ряд.
«слово». Слоговые и звуковые схемы. Игры на
формирование слухового внимания, уточнение
пространственных взаимоотношений.
Дифференциация звонких-глухих парных согласных
Дифференциация Б – П 2
Учить
различать
звуки,
имеющие
изолированно,
в
слогах,
акустикоартикуляционное сходство на слух, в
словах
собственном произношении и на письме.
Работа со словами-паронимами
Дифференциация Г – К 2
изолированно,
в
слогах,
словах
Учить
различать
звуки,
имеющие
акустикоартикуляционное сходство на слух, в
собственном произношении и на письме.
Работа со словами разной структуры.
Дифференциация Д – Т 2
изолированно,
в
слогах,
словах
Учить
различать
звуки,
имеющие
акустикоартикуляционное сходство на слух, в
собственном произношении и на письме.
Чтение слогов, слов
Дифференциация Ж – Ш 2
изолированно,
в
слогах,
словах
Учить
различать
звуки,
имеющие
акустикоартикуляционное сходство на слух, в
собственном произношении и на письме.
Работа со словами разной структуры.
Дифференциация З – С 2
изолированно,
в
слогах,
словах
Учить
различать
звуки,
имеющие
акустикоартикуляционное сходство на слух, в
собственном произношении и на письме.
Чтение слогов, слов
Итоговое занятие по теме 1
«Звонкие
и
глухие
согласные»
Закрепить умение дифференцировать звонкие и
глухие согласные. Развитие вопросно-ответной
речи. Проверочный тест
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
Дифференциация твёрдых и 1
Тренировать в различении твёрдых и мягких
мягких согласных
перед
согласных звуков на слух и в произношении.
гласными И – Ы в слогах,
Упражнять в передаче на письме мягкости
словах
согласных с помощью гласных 2-го ряда.
Закреплять умение правильно соотносить звук с
буквой.
Дифференциация твёрдых и 1
Тренировать в различении твёрдых и мягких
мягких согласных
перед
согласных звуков на слух и в произношении.
гласными А – Я в слогах,
Упражнять в передаче на письме мягкости
словах
согласных с помощью гласных 2-го ряда.
Закреплять умение правильно соотносить звук с
буквой.
1
Тренировать в различении твёрдых и мягких
согласных звуков на слух и в произношении.
Дифференциация твёрдых и
Упражнять в передаче на письме мягкости
мягких согласных
перед
согласных с помощью гласных 2-го ряда.
гласными У – Ю в слогах,
Закреплять умение правильно соотносить звук с
словах
буквой.
Дифференциация твёрдых и 1
Тренировать в различении твёрдых и мягких
мягких согласных
перед
согласных звуков на слух и в произношении.
гласными О – Ё в слогах,
Упражнять в передаче на письме мягкости
словах
согласных с помощью гласных 2-го ряда.
Закреплять умение правильно соотносить звук с
буквой.
Обозначение
мягкости 2
Тренировать в различении твёрдых и мягких
согласных при помощи буквы
согласных звуков на слух и в произношении.
«Е» в слогах, словах
Упражнять в передаче на письме мягкости
согласных с помощью гласных 2-го ряда.
Закреплять умение правильно соотносить звук с
буквой.
Обозначение
мягкости 2
Наглядно показать количественную разницу
согласных при помощи «Ь» в
между звуковым и буквенным составом слова.
словах
Итоговое занятие по теме
1
Закрепить умение дифференцировать твёрдые и
«Твёрдые
и
мягкие
мягкие согласные. Проверочная работа
согласные»
Развитие фонематического анализа и синтеза
Звукобуквенный анализ слов 1
(односложные).
Звукобуквенный анализ слов 1
(2 и более сложных слов)
Придумывание
слов
на
заданный
звук.
Произнесение слова по звукам, его запись с
проговариванием
каждого
звука.
Подсчет
количества звуков и букв в слове. Составление
схем слов.
Составление слов из разрезной азбуки, запись их,
выделение гласных и согласных звуков и букв.
Определение порядка звуков в словах: первый,
второй и т.д. Работа с текстом.
Слоговой
Понятие
«слог»
состав
слова. 1
Знакомство со слоговым составом слова. Игры на
разделение слов хлопками, шагами. Графическая
запись слов, разделённых на слоги.
Слоговой
состав 1
Познакомить со слогообразующей ролью гласных.
односложных
Упражнение в слоговом анализе – работа со
слов
стихотворением. Игра «Магазин».
Слоговой состав двусложных 1
Закрепить правило о слогообразующей роли
слов
гласных. Упражнение в слоговом анализе и
синтезе. Работа с деформированными словами:
перемешаны слоги. Выкладывание слоговой
дорожки. Составление слоговых схем слов.
Надписывание гласных букв в схемах.
Слоговой
состав 1
Закрепить правило о слогообразующей роли
трёхсложных слов
гласных. Упражнение в слоговом анализе и
синтезе. Работа с деформированными словами:
перемешаны слоги. Выкладывание слоговой
дорожки. Составление слоговых схем слов.
Надписывание гласных букв в схемах.
2
Закрепить правило о слогообразующей роли
гласных. Определение количества слогов и
Обобщающее занятие по теме
количества гласных в словах. Запись графической
«Слоговой состав слов»
схемы слов.
Дифференциация сонорных, свистящих и шипящих согласных
Дифференциация согласных 1
Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить
Р – Л в слогах, словах
различать на слух, в произношении, на письме.
Работа с текстом.
Дифференциация С – Ш в 1
Учить
различать
звуки,
имеющие
слогах, словах
акустикоартикуляционное сходство на слух и в
собственном произношении.
Закреплять умение правильно соотносить звук с
буквой.
Работа с текстом. Чистоговорки.
Дифференциация З – Ж в 1
Учить
различать
звуки,
имеющие
слогах, словах
акустикоартикуляционное сходство на слух и в
собственном произношении.
Закреплять умение правильно соотносить звук с
буквой.
Работа с текстом.
Дифференциация С – Щ в 1
Учить
различать
звуки,
имеющие
слогах, словах
акустикоартикуляционное сходство на слух и в
соответственном произношении.
Закреплять умение правильно соотносить звук с
буквой.
Работа с текстом.
Дифференциация С – Ц в 1
слогах, словах
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по
акустическим и артикуляционным признакам, на
слух и в произношении. Закреплять умение
правильно соотносить звук с буквой. Работа с
текстом.
Дифференциация Ч – Ц в 1
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по
слогах, словах
акустическим и артикуляционным признакам, на
слух и в произношении. Закреплять умение
правильно
соотносить
звук
с
буквой.
Чистоговорки.
Дифференциация Ч – Щ в 1
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по
слогах, словах
акустическим и артикуляционным признакам, на
слух и в произношении. Закреплять умение
правильно соотносить звук с буквой. Работа с
текстом.
Дифференциация Ш – Щ в 1
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по
слогах, словах
акустическим и артикуляционным признакам, на
слух и в произношении. Закреплять умение
правильно
соотносить
звук
с
буквой.
Чистоговорки
Обогащение лексико-грамматического строя речи
Различение одушевлённых и 2
Учить различать предметы по вопросам «Кто
это?», «Что
неодушевлённых предметов
это?». Нахождение слов-предметов вокруг, на слух
из стихотворения. Составление схем предложений.
Развитие навыков связного высказывания
Слова,
обозначающие
предметов
1
и
много
2
Времена года. Месяцы. Год
2
Неделя. Дни недели. Сутки.
2
Итоговое занятие
2
Итого
68
Учить образовывать множественное число имени
существительного.
Составление
схем
предложений.
Развитие навыков связного высказывания.
Определение последовательности в пространстве.
Уточнение
представлений
о
человеческом
возрасте.
Ориентировка во времени суток. Уточнение
режима дня.
Проведение итоговых срезовых
работ. Подведение работы за год.
проверочных
3 класс
Тема
Колво
часов
Предварительный этап
Обследование
устной и 8
письменной
речи
обучающихся
(входная,
итоговая
Основные виды учебной деятельности
диагностика).
Повторение изученного в 1, 2 классах
Звуки и буквы
2
Дифференциация понятий «звук», «буква».
Повторение
речевых
цепочек
звуков.
Выкладывание их буквами. Закреплять умение
правильно соотносить звук с буквой: запись
буквенных цепочек (буквенный диктант). Игры на
ориентировку в пространстве. Игры «На что
похожа
буква».
Конструирование
букв.
Трансформация одной буквы в другую.
Гласные и согласные звуки и 4
Дифференциация
понятий
«гласный»,
буквы
«согласный».
Сравнительная
характеристика
данных групп звуков. Повторение символов
звуков. Игры на развитие фонематического слуха
и восприятия, ориентировку в пространстве.
Работа с сигнальными карточками. Д/и
«Подбери схему к слову», «Звук убежал»
Твердые и мягкие согласные 4
Дифференциация понятий «твердый согласный»,
«мягкий согласный». Тренировать в различении
твёрдых и мягких согласных на слух и в
произношении. Упражнять в передаче на письме
мягкости согласных. Обозначение мягкости
согласных при помощи «ь» Проверочная работа.
Дифференциация звонких и глухих парных согласных
Звук и буква Вв слогах, 1
Закрепление артикуляторно-акустического образа
словах, предложениях
звуков. Выделение слов со звуком В-Вь.
Определение
твердостимягкости,
звонкостиглухости звука. Игра «Твердый или мягкий».
Речевая зарядка: чтение слоговых цепочек. Игра
«Превращение слов». Работа со схемами слов.
Игра «Исправь ошибку».
Звук и буква Фф в слогах, 1
Закрепление артикуляторно-акустического образа
словах, предложениях
звуков. Выделение слов со звуком Ф-Фь.
Определение
твердостимягкости,
звонкостиглухости звука. Речевая зарядка: чтение цепочек
слов. Работа со схемами слов. Составление слов из
слогов, данных вразбивку.
Дифференциация
В-Ф
в 1
Закрепление артикуляторно-акустических образов
слогах, словах, предложениях
звуков. Выделение звуков в слоговом ряду.
Соотнесение звуков с буквами. Игра «Скажи
наоборот». Упражнение «Подбери рифму»
(закончить стихотворение подходящим словом).
Составление схем слов с последующей записью их
в
тетрадь. Дифференциация звуков. Работа над
деформированными предложениями
Звук и буква Бб в слогах, 1
словах, предложениях
Звук и буква Пп в слогах, 1
словах, предложениях
Дифференциация Б – П в 1
слогах, словах, предложениях
Звук и буква Дд в слогах, 1
словах, предложениях
Звук и буква Тт в слогах, 1
словах, предложениях
Дифференциация Д – Т в 1
слогах, словах, предложениях
Звук и буква Зз слогах, 1
словах, предложениях
Звук и буква Сс в слогах, 1
словах, предложениях
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков. Выделение слов со звуком Б-Бь.
Определение
твердостимягкости,
звонкостиглухости звука. Игра «Твердый или мягкий».
Речевая зарядка: чтение слоговых цепочек. Работа
со схемами слов. Игра «Исправь ошибку».
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков. Выделение слов со звуком П-Пь.
Определение
твердостимягкости,
звонкостиглухости звука. Речевая зарядка: чтение цепочек
слов. Работа со схемами слов. Нахождение слов с
заданным звуком в предложениях
Закрепление артикуляторно-акустических образов
звуков. Выделение звуков в слоговом ряду.
Соотнесение звуков с буквами. Игра «Скажи
наоборот». Упражнение «Подбери рифму».
Составление слов из слогов, данных вразбивку.
Работа
с
ребусами,
словами-паронимами.
Составление предложений из слов, данных
вразбивку.
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков.
Определение
твердости-мягкости,
звонкости – глухости звука в словах. Игра «Собери
имя из слогов». Работа со схемами слов. Игра
«Скажи наоборот».
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков.
Определение
твердости-мягкости,
звонкости – глухости звука в словах. Игра
«Отгадай
профессию».
Закончить
начатое
предложение.
Закрепление артикуляторно-акустических образов
звуков. Выделение звуков в слоговом ряду.
Соотнесение звуков с буквами. Игра «Собери
слово». Составление схем слов с последующей
записью в тетрадь. Работа над деформированным
предложениями.
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков.
Определение
твердости-мягкости,
звонкости – глухости звука в словах. Составление
слов из слогов, данных вразбивку. Дополнение
предложений картинками.
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков.
Определение
твердости-мягкости,
звонкости – глухости звука в словах. Игра «Замени
первую (последнюю) букву в слове». Составление
словосочетаний,
распространение
их
до
предложений.
Дифференциация З – С в 1
слогах, словах, предложениях
Звук и буква Гг в слогах, 1
словах, предложениях
Звук и буква Кк в слогах, 1
словах, предложениях
Дифференциация Г – К в 1
слогах,
словах,
предложениях.
Звук и буква Жж в слогах, 1
словах, предложениях
Звук и буква Шш в слогах, 1
словах, предложениях
Дифференциация Ж – Ш в 1
слогах, словах, предложениях
Итоговое занятие по теме 1
«Звонкие
и
глухие
согласные»
Закрепление артикуляторно-акустических образов
звуков. Выделение звуков в слоговом ряду.
Соотнесение звуков с буквами. Игра Большой –
маленький». Составление схем слов. Игра
«Помоги Незнайке» (найти слова с заданными
звуками). Составление предложений из слов,
данных вразбивку.
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков. Выделение слов со звуком Г-Гь.
Определение
твердостимягкости,
звонкостиглухости звука. Игра «В зоопарке». Графический
диктант. Речевая зарядка: чтение слоговых
цепочек.
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков. Выделение слов со звуком К-Кь.
Определение
твердостимягкости,
звонкостиглухости звука. Речевая зарядка: чтение цепочек
слов. Игра «Подбери рифму» (закончить
стихотворение). Составление словосочетаний.
Дополнение словосочетаний до предложений.
Сравнительная характеристика звуков. Речевая
зарядка: чтение слоговых цепочек. Игра «Лесенка»
(придумывании слов с заданными звуками).
Вставка букв, нахождение среди слов –
родственников. Составление предложений с
предлогами
Фонетическая зарядка: услышь, когда жужжит
жук.
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков.
Определение
твердости-мягкости,
звонкости – глухости звука в словах. Отгадывание
загадок с последующей записью слов-отгадок
(профессии).
Составление
предложений
с
заданными словами.
Фонетическая зарядка: услышь, когда шипит змея.
Закрепление артикуляторно-акустического образа
звуков.
Определение
твердости-мягкости,
звонкости – глухости звука в словах. Игра –
заменить первую букву в словах на заданную.
Составить предложения.
Фонетическая зарядка: как жужжит жук, как
шипит змея? Сравнение звуков по артикуляции и
акустическим признакам. Распределение картинок
в два столбика. Зашифрованное письмо. Игра «В
гости на день рождения» (назови детёныша
животного, птиц). Игра «Исправь ошибку». Работа
с деформированным текстом.
Словарный диктант. Выделение звуков в словах.
Чтение
слоговых
таблиц.
Составление
графических схем слов. Звукобуквенный анализ
слов. Проверочный срез
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Дифференциация С – Ш в 1
Уточнение звуков по артикуляции, акустическим
слогах, словах, предложениях
признакам.
Игра «Шипит – свистит». Разложи предметы
(картинки). Определение места звука в слове.
Составление предложений с предлогами В-НА по
двум опорным картинкам (ласточка – крыша,
шапка – вешалка, сарафан – шкаф Саша – школа и
др.).
Дифференциация З – Ж в 1
Речевая зарядка: чтение слоговых цепочек с
слогах, словах, предложениях
данными буквами. Игра «Соберём чемоданы»,
«Затушёванные предметы» (найти в траве
спрятанных
насекомых).
Упр.
«Решение
буквенных примеров». Отгадывание загадок. Игра
«Измени по образцу» (ходить – хожу, заказать –
закажу др.). Игра «Закончи предложение»
(подобрать подходяще слово с заданным звуком).
Составить
схемы
предложений.
Провести
звукобуквенные разбор с 2-3 заданными словами.
Дифференциация С’ – Щ в 1
Сравнение звуков по артикуляции. Работа со
слогах, словах, предложениях
словамипаронимами. Определение места звука в
слове: начало, середина, конец. Отгадывание
загадок с последующей записью слов – отгадок
(профессии).
Составление
предложений
с
заданными
словами.
Распространение
предложений.
Дифференциация С – Ц в 1
Произношение звуков и сравнение их по
слогах, словах, предложениях
артикуляции.
Назвать первый звук в словах. Графический
диктант. Выделение звуков из слогов, слов. Работа
с сигнальными карточками. Работа по карточкам:
вставить нужную букву. Упр. «Доскажи
словечко».
Работа
с
текстом:
прочитать
предложения,
заменив
картинки
словами.
Выделение всех букв С – Ц.
Дифференциация Ч – Т’ в 1
Произношение звуков и сравнение их по
слогах, словах, предложениях
артикуляции. Д/и «Назови детёныша», «Найди
предмет». Ответы на вопросы полным ответом
«Где что находится?». Зрительный диктант.
Выделение букв. Отгадывание загадок. Вставить
буквы в слова. Нахождение в предложении слов с
заданными звуками.
Дифференциация Ч – Щ в 1
Сопоставление артикуляционных и акустических
слогах, словах, предложениях
признаков. Работа с сигнальными карточками.
Игра «Пройди сквозь чащу» (распутать слоговые
цепочки – дорожки). Схемы слов. Игра
«Превратим в маленькое» (кулак – кулачок, черпак
– черпачок и др). Сравнительная характеристика
звуков. Закрепление правила: ча-ща, чу-щу. Игра
«Назови
профессию»
образование
существительных с суффиксом – щик-, - чик-.
Нахождение в предложении слов с заданными
звуками. Составление предложений по вопросам:
что делает? Кто? С опорой на существительное.
Дифференциация Ц – Ч в 1
Конструирование букв из элементов. Сравнение
слогах, словах, предложениях
букв: нахождение сходства и различия. Сравнение
звуков. Речевая зарядка: чтение по слоговой
таблице. Графический диктант. Игра «Назови
ласково» (лицо – личико, заяц – зайчик). Вставить
буквы в слова. Графический диктант с выделением
данных букв. Игра «Назови противоположенное»:
отличник – отличница, лётчик – летчиц, ученик –
ученица, учитель – учительница. Чтение текста.
Запись под диктовку.
Дифференциация Ш – Щ в 1
Произношение звуков. Сравнение их по
слогах, словах, предложениях
артикуляции. Соотнесение звуков с буквами и
символами, подходящими для их обозначения.
Сравнение букв по написанию. Работа с
сигнальными карточками. Игра «Огромный и
маленький» (образование слов с суффиксом –ИЩ). Чтение слов. Работа по карточкам: вставить
нужную
букву.
Упражнение
«Закончи
предложение».
Дифференциация Ц- Т в 1
Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить
слогах, словах, предложениях
различать на слух, в произношении, на письме.
Работа со словамипаронимами.
Итоговое занятие по теме
1
Словарный диктант. Выделение звуков и букв в
словах.
Игра «Буква потерялась». Звукобуквенный анализ
слов.
Слова, обозначающие предметы, признаки и действие предметов
Слова-предметы
1
Уточнить различие слов – предметов по вопросам
«Кто?», «Что?». Запись слов по предметным
картинкам.
Нахождение
слов-предметов
в
предложении. Различение понятий «слово»,
«предложение». Составление предложений по
схемам, по главному слову. Составление по
картинке предложений, объединение их в связное
высказывание (текст)
Обобщающие слова
2
Учить подбирать обобщающее слово к ряду
предметов. Упражнение в навыке согласования
слов предметов с местоимениями: мой, моя, мое,
мои. Составление предложений.Запись схемы под
диктовку предложения логопедом. Игра «Исправь
ошибку» - нахождение грамматически неверно
составленных предложений.
Слова-признаки. Овощи.
1
Подбор слов – признаков к 1
предметам
Подбор слов – признаков к 1
предметам. Животные
Слова-действия. Транспорт.
2
Знакомство с понятием «признак». Соотнесение с
вопросами: какой? Какая? Какое? Какие? Д/и
«Догадайся по признаку», «Магазин» (подбор
признаков к предмету), игра в мяч «Ответь на
вопрос». Выделение из предложений признаки
предметов. Рассказ об овоще по плану-схеме
(размер, форма, цвет, вкус).
Игра «Подбери признак». Повторение времён года.
Чтение рассказа. Работа по содержанию. Игра
«Составь
предложение»
(работа
над
деформированной фразой). Чтение опорных слов.
Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа
детьми по опорным словам.
Игра «Дикое-домашнее животное». Загадки о
животных. Игра с мячом «Подбери признак».
Работа со сложными словами: длинноухий,
острозубый и др. Рассказ логопеда о животном по
плану-схеме. Рассказ детей по плану-схеме о своем
животном.
Дифференциация понятий «предмет-действие».
Выполнение
действий по инструкции, по рисункам – схемам.
Д/и «Летает-не летает, едет-не едет». Подбор
действий к индивидуальной картинке. Схема слов
– действий. Нахождение на слух слов-действий в
предложении. Составление из слов предложений.
Из данных слов составить предложения так, чтобы
на первом месте стояло
слово-действие.
Составить
схемы
этих
предложений. Составление предложений по
демонстрируемому действию.
Устранение дисграфии и дислексии
Дифференциация гласных А- 2
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Я
в
слогах,
словах,
Дифференциация звуков. Изучение правила.
предложениях
Практическое закрепление правила в слогах,
словах, предложениях. Составление схем слов,
предложений с выделением гласных.
Дифференциация
О-Ё
в 2
Закрепление правильной артикуляции звуков.
слогах,
словах,
Дифференциация звуков. Изучение правила.
предложениях.
Практическое закрепление правила в слогах,
словах, предложениях. Составление схем слов,
предложений с выделением гласных.
Дифференциация У-Ю в 2
Закрепление правильной артикуляции звуков.
слогах,
словах,
Дифференциация звуков. Изучение правила.
предложениях.
Практическое закрепление правила в слогах,
словах, предложениях. Составление схем слов,
предложений с выделением гласных. Итоговый
срез.
Обозначение
мягкости 2
Изучение правила. Практическое закрепление
согласных с помощью «ь» в
правила в, словах, предложениях. Выполнение
конце и середине слова
заданий
на
индивидуальных
карточках.
Составление
схем
слов,
предложений
с
выделением «ь»
Разделительный мягкий знак 2
перед гласными е, ё, ю, я, и.
Чтение
1
Письмо
1
Итоговое занятие
1
Итого
68
Изучение правила. Практическое закрепление
правила в, словах, предложениях. Выполнение
заданий
на
индивидуальных
карточках.
Составление
схем
слов,
предложений
с
выделением «ъ»
Чтение рассказов о природе Пришвина, Бианки.
Составление плана и рассказа по нему. Отработка
правильного чтения.
Закрепление пройденного материала. Выполнение
упражнений. Работа по карточкам.
Проведение итоговых срезовых проверочных
работ. Подведение работы за год.
4 класс
Тема
Колво
часов
Основные виды учебной деятельности
Предварительный этап
Обследование
устной и 8
письменной
речи
обучающихся
(входная,
итоговая
диагностика).
Повторение изученного во 2,3 классах
Развитие анализа структуры 2
Определение границы
предложения в тексте.
предложения
Работа по сюжетным картинкам. Составление
предложений из данных слов. Увеличение
количество слов в предложении.
Развитие слогового анализа и 2
Выполнение заданий на выделения гласного звука
синтеза
из слога. Изучение правила.
Развитие
фонематического 2
Выделение звука на фоне слова. Вычленение звука
анализа и синтеза
в начале в конце слова, а также его место (начало,
середина,
конец
слова).
Определение
последовательности, количества и места звуков по
отношению к другим звукам.
Гласные и согласные звуки и 2
Дифференциация
понятий
«гласный»,
буквы
«согласный».
Сравнительная характеристика данных групп
звуков. Повторение символов звуков. Игры на
развитие фонематического слуха и восприятия,
ориентировку
в
пространстве.
Работа
с
сигнальными карточками. Д/и «Подбери схему к
слову».
Дифференциация твёрдых и 2
Составление графической схемы слов. Выполнение
мягких согласных
заданий на индивидуальных карточках.
Дифференциация звонких и 2
Выделение (узнавание) звуков на фоне слова.
глухих
согласных
Обозначение
мягкости 2
согласных на письме
Составление слов из данных 2
слогов.
Работа с
текстами.
Повторение правила. Выполнение заданий на
обозначение мягкости согласных на письме.
Составление слов из слогов, данных в беспорядке.
Выполнение
заданий
на
индивидуальных
карточках.
Чтение
1
Чтение сказок по ролям: «Гуси лебеди», «Лиса,
кот, петух». Отработка навыков правильного
чтения, работа над выразительностью.
Письмо
1
Закрепление пройденного материала. Выполнение
упражнений по карточкам.
Повторение
пройденного 2
Повторение пройденного материала.
материала
Проведение дидактических игр. Проверочная
работа.
Дифференциация фонем имеющих акустико-артикуляционное сходство
Звук и буква Л
1
Уточнение артикуляции [л]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний.
Звук и буква ЛЬ
1
Уточнение артикуляции [ль]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний.
Дифференциация Л-ЛЬ
1
Закрепление
правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами.
Звук и буква Р
1
Уточнение артикуляции [р]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний.
Звук и буква РЬ
1
Уточнение артикуляции [рь]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний.
Дифференциация Р-РЬ
1
Закрепление
правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами.
Дифференциация
Л-Р
в 1
Закрепление
правильной артикуляции звуков.
слогах, словах, предложениях
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами.
Чтение
1
Чтение
рассказов
Пришвина.
Подготовка
пересказа. Работа над техникой чтения.
Письмо
1
Закрепление пройденного материала. Выполнение
упражнений.
Звук и буква К
1
Уточнение артикуляции [к]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний.
Звук и буква Х
1
Уточнение артикуляции [х]. Произнесение с
гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной
буквой, составление словосочетаний.
Дифференциация
К-Х в 1
Закрепление
правильной артикуляции звуков.
слогах,
словах,
Дифференциация звуков. Называние слов с
предложениях.
данными буквами.
Дифференциация букв Ш-Щ 1
в
слогах,
словах,
предложениях
Чтение
Письмо
1
1
Дифференциация букв З-Ж в 1
слогах, словах, предложениях
Дифференциация букв Ц-Ч в 1
слогах, словах, предложениях
Дифференциация
слогах,
предложениях
О-У
в 1
словах,
Дифференциация букв Ё-Ю в 1
слогах,
словах,
предложениях
Итоговое занятие
1
Произношение
звуков,
сравнение
их
по
артикуляции. Соотнесение звуков с буквами,
сравнение букв по написанию. Работа с
сигнальными карточками. Игра «Огромный и
маленький» (образование слов с суффиксом – ищ). Составление предложений с заданными словами.
Чтение рассказов для детей. Подготовка пересказа.
Выполнение упражнений по индивидуальным
карточкам. Отработка техники чтения.
Припоминание характеристики данных звуков.
Составление словосочетаний: сущ + прилаг.,
выделение в словах букв. Закончить предложения
по картинкам. Работа по карточкам
– вставить нужную букву. Зрительный диктант
Сравнительная характеристика данных звуков.
Чтение слоговых цепочек – речевая зарядка.
Дополнение предложения нужным словом.
Графический диктант с
выделением данных букв. Чтение текста. Запись
под диктовку.
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Называние слов с
данными буквами. Составление словосочетаний с
данными словами. Игра «Закончи предложение»
(со словами для справок)
Уточнение артикуляции звуков, связь с буквой.
Нахождение различий между написанием букв.
Замена печатных букв строчными. Игра «Лёня и
Люся потеряли слоги».
Отгадывание загадок (по картинкам).
Работа по индивидуальным карточкам (в
зависимости от характера ошибок каждого
ученика) – вставить нужные буквы. Проверочный
диктант. Работа над ошибками.
Устранение дисграфии и дислексии
Дифференциация
П-Т
в 1
Закрепление правильной артикуляции звуков.
слогах,
словах,
Дифференциация звуков. Называние слов с
предложениях
данными буквами. Чтение слов. Чистоговорки
Выделение заданных букв.
Дифференциация
Б-Д
в 1
Закрепление правильной артикуляции звуков.
слогах,
словах,
Дифференциация звуков. Называние слов с
предложениях
данными
буквами. Игра «Вверх – вниз». Загадки
Дифференциация
О-А
в 1
Закрепление правильной артикуляции звуков.
слогах,
словах,
Дифференциация звуков. Называние слов с
предложениях
данными буквами. Сравнение по артикуляторным
признакам. Графический диктант. Упражнения в
написании букв и их соединении с другими
буквами. Чтение слов, отличающихся буквами о-а
Дифференциация
гласных 1
первого и второго ряда
Дифференциация гласных А- 1
Я
в
слогах,
словах,
предложениях
Дифференциация
слогах,
предложениях.
О-Ё
в 1
словах,
Дифференциация
слогах,
предложениях.
У-Ю в 1
словах,
Обозначение
мягкости 2
согласных с помощью «ь» в
конце и середине слова
Разделительный мягкий знак 2
перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ударение в слове. Схемы 1
слоговой структуры слов
Безударные гласные
3
Чтение
2
Письмо
2
Итоговое занятие
1
Итого
68
Закрепление артикуляции звуков. Сравнение
гласных первого и второго ряда. Изучение
правила. Практическое закрепление правила.
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Изучение правила.
Практическое закрепление правила в слогах,
словах, предложениях. Составление схем слов,
предложений с выделением гласных.
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Изучение правила.
Практическое закрепление правила в слогах,
словах, предложениях. Составление схем слов,
предложений с выделением гласных.
Закрепление правильной артикуляции звуков.
Дифференциация звуков. Изучение правила.
Практическое закрепление правила в слогах,
словах, предложениях. Составление схем слов,
предложений с выделением гласных. Итоговый
срез.
Изучение правила. Практическое закрепление
правила в, словах, предложениях. Выполнение
заданий
на
индивидуальных
карточках.
Составление
схем
слов,
предложений
с
выделением «ь». Проверочный диктант
Изучение правила. Практическое закрепление
правила в, словах, предложениях. Выполнение
заданий
на
индивидуальных
карточках.
Составление
схем
слов,
предложений
с
выделением «ъ». Проверочный диктант.
Формирование понятия ударение. Изучение
правила. Выполнение заданий на индивидуальных
карточках. Схемы слого-ритмической структуры
слова.
Формирование понятия безударные гласные.
Изучение правила. Выполнение заданий на
индивидуальных карточках.
Чтение рассказов о природе. Составление плана и
рассказа по нему. Развитие навыков связного
высказывания.
Закрепление пройденного материала. Выполнение
упражнений. Диктант.
Проведение итоговых срезовых проверочных
работ. Подведение работы за год.