Приложение 8
к адаптированной основной
общеобразовательной
программе образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”, утвержденной
приказом директора МБОУ Личадеевской СШ
от 31.08.2023 № 250/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
для 5-9 КЛАССОВ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
другихнародов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся иразвивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимыхмотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разныхсоциальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствамдругих людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
различение отдельных видов продуктов, относящихся к разным группам по их основным
характеристикам;
самостоятельное приготовление несложных блюд (бутербродов, салатов, вторых
блюд);соблюдение санитарно-гигиенических требований к процессу приготовления
пищи и требований техники
безопасности при приготовлении пищи;
выполнение (под руководством учителя) мелкого ремонта и обновление одежды;
решение типовых практических задач (под руководством педагога) посредством
обращения в торговые предприятия и предприятия бытового обслуживания;
самостоятельное совершение
покупок
товаров повседневного
спросаизнание способов определения правильности отпуска товаров;
использование различными средствами связи, включая Интернет-средства; знание и
соблюдение санитарно-гигиенических правил для девушек и юношей; знание
основныхмер по предупреждению инфекционных заболеваний; знание основных
правил ухода забольным; коллективное планирование семейного бюджета;
заполнение различных деловых
бумаг
(с опорой на образец),
необходимыхдля дальнейшего трудоустройства;
соблюдение морально-этических норм и правил современного общества;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного и праздничного меню из предложенных продуктов питания;
составление сметы расходов на продукты питания в соответствии с меню;
самостоятельное приготовление известных блюд (холодных и горячих закусок,
первых ивторых блюд);
выбор необходимого товара из ряда предложенных
в соответствии
с егопотребительскими характеристиками;
навыки обращения
в
различные учреждения и
организации;
ведениеконструктивного диалога с работниками
учреждений и организаций медицинской помощи, государственных учреждений и
учреждений по трудоустройству для решения практически значимых задач;
знание основных статей семейного бюджета; самостоятельный расчет
расходов идоходов семейного бюджета;
самостоятельное заполнение документов, необходимых для приема на работу.
2. Содержание учебного предмета.
1. Личная гигиена и здоровье. Здоровое и рациональное (сбалансированное) питание
и егороль в укреплении здоровья. Значение физических упражнений в режиме дня.
Негативное воздействие вредных факторов на организм человека (электромагнитные
излучения от компьютера, сотового телефона, телевизора; повышенный уровень шума,
вибрация; загазованность воздуха и т.д.).Негативное воздействие вредных веществ на
здоровье человека; последующие поколения. Гигиенические правила для девушек.
Средства личной гигиены
2. Охрана здоровья Виды медицинских учреждений: поликлиника,
амбулатория, больница, диспансер. Функции основных врачей-специалистов.
3. Жилище. Планировка жилища. Виды и назначение жилых комнат и нежилых
помещений. Кухня. Нагревательные приборы и правила техники безопасности их
использования. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник,
мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника
безопасности. Кухонная утварь. Виды кухонной посуды в зависимости от
функционального назначения. Материалы для изготовления различных видов
кухонной утвари; их свойства. Правила ухода за кухонной посудой в зависимости от
материала, из которого они изготовлены. Столовые приборы: назначение, правила
ухода. Санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной утварью.
Кухонная мебель. Виды кухонной мебели. Правила ухода и содержание. Мебель в
жилых помещениях. Виды мебели в зависимости от ее назначения. Размещение
мебели в помещении с учетом от конкретных условий: размера и особых
характеристик жилого помещения (освещенности, формы и т.д.). Составление
элементарных дизайн-проектов жилых комнат. Интерьер. Качества интерьера:
функциональность, гигиеничность, эстетичность. Рациональная расстановка мебели в
помещении в зависимости от функционального назначения комнаты, площади,
наличия мебели. Композиция интерьера: расположение и соотношение составных
частей интерьера: мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных
зон. Соблюдение требований к подбору занавесей, светильников и других деталей
декора.
Уход за жилищем. Сухая уборка: назначение, инвентарь, электробытовые приборы,
средства бытовой химии. Влажная уборка: назначение, инвентарь, моющие и
чистящиесредства, электробытовые
4. Одежда и обувь Одежда. Материалы, используемые для изготовления одежды
(хлопок, шерсть, синтетика, лен, шелк, и пр.). Преимущества и недостатки разных
видов тканей. Уход за одеждой. Виды повседневного ухода за одеждой: стирка,
глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Обувь. Выбор и
покупка обуви в соответствии с ее назначением и размером. Соотношение размеров
обуви в стандартах разных стран. Факторы, влияющие на выбор обуви: удобство
(практичность) и эстетичность. Правила подбора обуви к одежде. Значение
правильного выбора обуви для здоровья человека.
5. Питание. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в
продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской
местности).Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, навес и в
разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине(с помощью
продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные
обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров
на вес и разлив.
Завтрак. Молочные продукты для холодного завтрака. Простые и сложные бутерброды.
Канапе. Приготовление бутербродов. Горячий завтрак. Каши. Виды круп. Хранение
круп. Молочные каши: виды, составление рецептов, отбор необходимых продуктов.
Приготовление молочных каш. Каши, приготовленные на воде. Каши быстрого
приготовления. Блюда из яиц: яичница-глазунья, омлеты (омлеты простые и с
добавками).Приготовление блюд из яиц.
Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов
для приготовления завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для
завтрака.Сервировка стола. Приготовление блюд для завтрака.
6. Транспорт Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение,
основные службы. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных
ситуаций на вокзале. Примерная стоимость проезда в вагонах разной комфортности.
Формы приобретения билетов. Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его
назначение. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Водный
транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы.
Основные маршруты.
7. Средства связи Почта. Внутренняя и международная письменная корреспонденция
(почтовые карточки, письма, бандероли). Категории почтовых отправлений: простые
и регистрируемые (обыкновенные, заказные, с объявленной ценностью). Правила и
стоимость отправления. Телефонная связь. Беспроводные средства персональной
связи(мобильные телефоны сотовой связи, пейджеры и беспроводные стационарные
радиотелефоны, спутниковая связь). Значение сотовой (мобильной) связи в жизни
современного человека. Правила оплаты различных видов телефонной связи
(проводной ибеспроводной). Сотовые компании, тарифы. Интернет-связь.
Электронная почта и ее преимущества. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в
современной жизни.
8. Семья. Семейный досуг. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии,
прогулки, посещения музеев, театров и т. д. Досуг как средство укрепления здоровья:
туристические походы; посещение спортивных секций и др. Досуг как развитие
постоянного интереса к какому либо виду деятельности (хобби): коллекционирование
чего-либо, фотография и т.д. Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость
разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды
проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему
отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,отводимых на
освоение каждой темы.
5 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
1 Личная гигиена и здоровье
6
2 Одежда и обувь
6
3
Питание
6
4
Культура поведения
8
5
Жилище
8
6
Транспорт
8
7
Торговля
6
8
Семья
8
9
Средства связи.
6
10
Охрана здоровья
8
Всего:
68
6 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
1
Личная гигиена и здоровье
6
2
Одежда и обувь
6
3
Питание
8
4
Культура поведения
8
5
Жилище
8
6
Транспорт
6
7
Торговля
8
8
Семья
6
9
Средства связи.
6
10
Охрана здоровья
8
Всего:
68
7 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
1
Личная гигиена и здоровье
2
2
Одежда и обувь
8
3
Жилище
10
4
Питание
12
5
Семья
4
6
Культура поведения
3
7
Транспорт
6
8
Средства связи.
4
9
Медицинская помощь
6
10
Торговля
9
11
Экономика домашнего хозяйства
4
12
Учреждения, организации, предприятия
2
Всего:
68
8 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
1
Личная гигиена и здоровье
4
2
Одежда и обувь
7
3
Жилище
6
4
Питание
14
5
Семья
6
6
Культура поведения
5
7
Транспорт
4
8
Средства связи.
4
9
Медицинская помощь
6
10
Торговля
5
11
Экономика домашнего хозяйства
6
12
Учреждения, организации, предприятия
3
Всего:
68
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
9 класс
Наименование разделов
Личная гигиена и здоровье
Одежда и обувь
Жилище
Питание
Семья
Культура поведения
Транспорт
Средства связи.
Медицинская помощь
Торговля
Экономика домашнего хозяйства
Учреждения, организации, предприятия
Профориентация
Всего:
Кол-во часов
3
4
4
10
4
4
3
3
4
8
8
3
12
68