Методы решения физических задач

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
МБОУ Личадеевская СШ

УТВЕРЖДЕНО
директор
___________Крюкова Е. Ф.
Приказ №218/1
от «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
(ID 4449929)
Методы решения физических задач
для обучающихся 10-11 классов

с. Личадеево 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи.
Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических
действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по
физике и на развитие мышления. Хотя способы решения традиционных задач хорошо
известны (логический (математический), экспериментальный), но организация
деятельности учащихся по решению задач является одним из условий обеспечения
глубоких и прочных знаний у учащихся. Сегодня знания учащихся по физике явно
демонстрируют все большую дифференциацию выпускников по качеству подготовки.
Прослеживается тенденция явного роста качества подготовки сильной группы учащихся и
все большее отставание от них групп выпускников с удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями подготовки. Причем ранее это отставание определялось в
основном как качественный показатель, т.е. слабые учащиеся делали больше
вычислительных ошибок, не могли довести до конца решение. Постепенно картина
меняется в сторону количественных показателей, выделяются целые темы и элементы
содержания, которые «выпадают» из поля зрения всей этой группы выпускников, они
начинают отставать не только по качеству подготовки, но и по объему знаний.
Учебный курс «Методы решения физических задач» рассчитан на учащихся 10 - 11
классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе программ: В.
Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год и Н. И.
Зорин. Учебный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007
год (мастерская учителя).
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и
умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению
знаний по темам при изучении курса физики в 10 - 11 классах, так как при 2-х часовой
недельной нагрузке на уроке не хватает времени для этого. Темы занятий взаимосвязаны с
материалом основной программы по физике в 10 – 11 классах. Программа позволяет более
глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики при
подготовке к ЕГЭ.
Настоящий курс рассчитан на 2 года преподавания в объеме 17 часов в 10 классе, 17
часов в 11 классе. Занятия проводится 0,5 часа в неделю.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Цели курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах
решения физических задач;

4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества,
решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации
физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Программа учебного курса составлена с учетом государственного образовательного
стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы.
Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися
знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе
выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с
учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач
по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические,
экспериментальные задачи.
В начале изучения курса большое значение уделяется усвоению алгоритма, который
формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения,
выдвижение гипотезы (решение), вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности
действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу
полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из
механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из
разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как
теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели
повторения при подготовке к единому государственному экзамену. При решении задач по
механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на
формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной
трудности. В конце изучения тем проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ,
задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ .
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Подготовка учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные
при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении
курса физики в 10 - 11 классах, так как при 2-х часовой недельной нагрузке на уроке не
хватает времени для этого. Темы занятий взаимосвязаны с материалом основной
программы по физике в 10 – 11 классах. Программа позволяет более глубоко и осмысленно
изучать практические и теоретические вопросы физики при подготовке к ЕГЭ.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Формы проведения
- лекции, практические занятия, самостоятельная работа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Содержание программы
10 класс – 17 часов
Физические задачи и их решение
1. Физическая задача. Классификация задач (1 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория ирешение
задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания,
способу решения. Примеры решения задач всех видов.
2. Правила и приемы решения физических задач (1 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.
Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план
решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование
вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление
решения задачи.
Различные приемы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические
приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.
Механика
3. Кинематика, динамика и статика (6 ч).
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы
динамики: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Решение задач на определение кинематических и динамических характеристик движения
материальной точки, системы точек, твердого тела.
Графические задачи по кинематике.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамическиехарактеристики
движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Решение задач на основные закономерности механических колебаний.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:
занимательных, экспериментальных, на бытовом содержании, с техническим и
краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
4. Законы сохранения (4 ч).
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики,
с помощью законов сохранения.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач
на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения
механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объектыили
явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с приемами решения задач по
механике республиканских и международных олимпиад.
Молекулярная физика

5. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел (3 ч).
Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение МКТ.
Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ,
определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клайперона.
Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, запас прочности, сила упругости.
Решаются качественные и количественные задачи. Особое внимание уделяется
проговариванию решения качественных задач. С этой целью возможно шире используются
графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
6. Основы термодинамики (2 ч).
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на
тепловые двигатели.
11 класс – 17 часов - продолжение
Электродинамика
7. Электрическое и магнитное поле (6 ч).
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения
задач.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами:
законом сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью,
разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная
индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
8. Законы постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах
(4 ч).
Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических
цепей. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля – Ленца, законов
последовательного и параллельного соединения. Постановка и решение фронтальных
экспериментальных задач на определение изменения показаний приборов при изменении
сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи
и т.д.
Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах:
характеристика носителей, вольтамперная характеристика, характеристика конкретных
явлений и др. Решаются качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи
с техническим содержанием, комбинированные задачи.
9. Электромагнитные колебания и волны (6 ч).
Решение задач разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Решение задач на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, трансформатор.

Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость,
отражение, преломление, интерференция, дифракция. Решение задач по геометрической
оптике: зеркала, линзы, оптические системы.
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием
осциллографа, звукового генератора, трансформатора, электроизмерительных приборов.
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Методы решения
физических задач» обучающиеся должны
К концу 10 класса обучающийся научится:
понимать и объяснять смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория,
вещество, взаимодействие;
- понимать и объяснять смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,
импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,
средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный
электрический заряд;
- понимать и объяснять смысл физических законов классической механики, всемирного
тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и
искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; свойства
электрического поля;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой
для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе
использования бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие
организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты
окружающей среды
Получит возможность научиться:

-

- анализировать такие физические явления, как движение небесных тел и искусственных
спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи среднего уровня
сложности;
- выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
- решать комбинированные задачи;
- составлять задачи на основе собранных данных;
- воспринимать различные источники информации, готовить сообщения, доклады,

исследовательские работы,
- соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием,
- составлять сообщение по заданному алгоритму;
- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
К концу 11 классе обучающийся научится:
− понимать и объяснять смысл понятий: электромагнитное поле, волна, фотон, атом,
атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- понимать и объяснять смысл физических величин: элементарный электрический заряд,
сила тока, напряжение, сопротивление, емкость, индуктивность, энергия и импульс фотона;
- понимать и объяснять смысл физических законов электромагнитной индукции,
фотоэффекта;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную
индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение
и поглощение света атомом; фотоэффект;
- приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в
энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и
телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи различного уровня
сложности;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием,
- выполнять и оформлять эксперимент по заданной задаче,
Получит возможность научиться:

- анализировать

такие физические явления, как электромагнитная индукция,
распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и
поглощение света атомом; фотоэффект;
- классифицировать предложенную задачу;
- выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- составлять задачи на основе собранных данных;
- составлять сообщение в соответствие с заданными критериями.
- владеть методами самоконтроля и самооценки.

Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении курса являются:
 Физические приборы.
 Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
 Дидактические материалы.
 Учебники физики для старших классов средней школы.
 Учебные пособия по физике, сборники задач.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ввод данных
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ввод данных
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Ввод данных
11 КЛАСС
Ввод данных

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ .

Календарно-тематическое планирование10 класс
№
урока

1
2

3

4
5
6
7
8

9

10

Тема урока

Дата Корректиро
вка
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ.
ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (3 ч)
Состав физической задачи. Физическая теория и решение
задач. Значение задач. Классификация физических задач.
Общие требования при решении физических задач.
Различные приемы и способы решения аналитических
задач.
Графические и геометрические приемы и способы
решения физических задач. Особенности решения
качественных задач.
КИНЕМАТИКА, ДИНАМИКА И СТАТИКА (7 ч)
Координатный метод при решении задач по кинематике.
Решение графических задач по кинематике.
Решение аналитических задач на определение
кинематических характеристик системы точек.
Решение задач на основные законы динамики для
материальной точки.
Решение задач на определение динамических
характеристик системы точек.
Решение задач на определение динамических
характеристик тела в разных инерциальных системах
отсчета.
Решение задач на определение характеристик
равновесия физических систем, не имеющихоси вращения.
Решение задач на определение характеристик равновесия
физических систем, имеющих ось вращения.
Решение задач на решение основного
уравнения механического колебательногодвижения.

Решение графических задач по теме
―Механические колебания
Решение задач на примеры механических
колебательных
систем
(математический маятник,
пружинный маятник)
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (4 ч)
11
Решение задач по механике с помощью законов
сохранения.
12
Решение задач на закон сохранения импульса и
реактивное движение.
13
Решение задач на определение работы и мощности.
14

Решение задач

на

закон

сохранения

и превращения

механической энергии.

15

16

17

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ
И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (3 ч)
Решение задач на описание поведенияидеального
газа: основное уравнение МКТ и определение скоростей
молекул.
Решение задач определение характеристик газа в
изопроцессах. Решение задач на свойства паров.
Решение задач на определение механических
характеристик твердого тела.
Итого: 17 часов

Календарно-тематическое планирование11 класс
№
Тема урока
урока
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (4 ч)
1
Решение комбинированных задач на первый закон
термодинамики.
2
Решение комбинированных задач на первый закон
термодинамики.
3
Решение задач на тепловые двигатели.
4
Решение задач на тепловые двигатели.
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ И МАГНИТНОЕ ПОЛЯ (8 ч)
5
Характеристика решения задач раздела.
6
Задачи на описание электрического поля законом
сохранения заряда, законом Кулона,силовыми линиями,
напряженностью.
7
Задачи на описание электрического полязаконом
сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями,
напряженностью.
8
Задачи на описание электрического поля разностью
потенциалов и энергией.
9
Задачи на описание электрического поля разностью
потенциалов и энергией.
10
Решение
задач
на
описание
систем
конденсаторов.
11
Задачи на описание магнитного поля и егодействия:
магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера,
сила Лоренца.
12
Задачи на описание магнитного поля и егодействия:
магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера,
сила Лоренца.
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО
ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
ТОКА. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХСРЕДАХ (6 ч)
13

Решение задач на расчет сопротивления сложных
электрических цепей, законов последовательного
и
параллельного соединения, закона Ома для участка цепи.

14

Решение задач на расчет сопротивлениясложных
электрических
цепей,
законов последовательного и
параллельного соединения, закона Ома для участка цепи.

15

Решение задач с помощью закона Ома для замкнутой
цепи, закона Джоуля – Ленца.

Дата
По плану

По факту

16
17

Решение задач с помощью закона Ома для замкнутой
цепи, закона Джоуля – Ленца.
Решение экспериментальных и качественных задач на
определение изменения показаний приборов при изменении
сопротивления отдельных участков цепи.

Решение задач на описание постоянного тока в
электролитах.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (14 ч)
18

20
21

Решение задач на закон электромагнитной индукции,
индуктивность.
Решение задач на применение правила Ленца.
Решение задач на переменный электрический ток

22

Решение задач на переменный электрический ток

23

Решение задач на определение скорости
электромагнитных волн.
Решение задач на явление интерференции
электромагнитных волн.
Решение
задач на явление дифракции
электромагнитных волн.
Решение задач на закон отражения света.
Решение задач на закон преломления света.
Решение задач по геометрической оптике – зеркала.
Решение задач по геометрической оптике – линзы.

19

24
25
26
27
28
29
30
31

Решение задач по геометрической оптике – оптические
системы.
Решение экспериментальных задач с использованием
осциллографа, звукового генератора,
трансформатора,
электроизмерительных приборов переменного тока.

32

Решение экспериментальных задач с использованием
осциллографа, звукового генератора,
трансформатора,
электроизмерительных приборов переменного тока.

33

Обобщающее занятие по методам и приемам
решения физических задач.
Обобщающее занятие по методам и приемам
решения физических задач.

34

Итого: 34 часа

Литература для учителя
1. ЕГЭ. Физика. 1000 задачАвт. – сост. М. Ю. Демидова, И.И. Нурминский. – М.:
Эксмо, 2008. – 368с. с ответами и решениями/ М.Ю. Демидова, В. А. Грибов, А.
И. Гиголо – М.: издательство «Экзамен» 2023. – 430 с.
2. ЕГЭ. Физика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / В.И. Николаев, А.М.
Шипилин.– М.: Издательство “Экзамен”, 2020. – 126с.(Серия ЕГЭ “Тематическая
рабочая тетрадь”)
3. ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий: учебнометодическое пособие / С.Б. Бобошина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010. –
144с. (Серия “ЕГЭ. Практикум”)
4. Зорин Н. И. Элективный курс “Методы решения физических задач”: 10-11
классы, М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
5. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней
школе. – М.: Просвещение, 1987 г.
6. Монастырский Л.М., Богатин А.С. Физика. Тематические тесты (базовый и
повышенный уровни). Подготовка к ЕГЭ-2010: 10-11 классы. – Ростов-на-Дону:
Легион – М, 2009. – 304с. – (Готовимся к ЕГЭ.)
7. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. Методы решения физических задач (Программы
элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение). Составитель В.
А. Коровин. – М.: Дрофа, 2005 г.
8. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. Под ред. В.А. Макарова, М.В.
Семенова, А.А. Якуты; ФИПИ. – М.: Интеллект-центр, 2010. – 368с
9. Физика. 7-11 классы” (1С: школа, библиотека наглядных пособий), CD-ROM,
“1С”, 2004 г.
10. Физика. 7-11 классы” (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, “TeachPro”, 2003 г
Литература для учащихся
1. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика:
Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений / С.В. Громов; Под ред.
Н.В.Шароновой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
2. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества:
Учеб. для 11 кл. общеобразов. учреждений / С.В. Громов; Под ред.
Н.В.Шароновой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
3. Рымкевич А. Н. Физика. Задачник. 10-11 классы (пособие для
общеобразовательных учебных заведений). – М.: Дрофа, 2013 г.
4. Степанова Г. Н. Сборник задач по физике: для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для
общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».