Химия вокруг нас

Приложение 2
к основной образовательной программе среднего
общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”, утвержденной
приказом директора МБОУ Личадеевской СШ от
31.08.2023 № 250/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ 7 - 8 КЛАССОВ

1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших
школьников будут сформированы:
Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:
основные принципы отношения к живой и неживой природе;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
научных открытий как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики,
преодоления трудностей и сомнений.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности;
овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать,
проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать.
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из
одной формы в другую;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться
к мнению окружающих;
уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из
одной формы в другую;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться
к мнению окружающих;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,

цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический
элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество,
классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция,
адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные
вещества; качественные реакции;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и
уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;
Учащиеся научатся:

называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по
тривиальной или международной номенклатуре;
выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по
нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в
веществе;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернетресурсов);
записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы
химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу;
2. Содержание учебного курса
7 класс
Тема 1. Первоначальные химические понятия (6 часов)
Предмет химии. Что изучает химия. Понятие вещество и тело. Физические свойства
веществ. Вещества в окружающем мире. Характеристики тел и веществ. Краткая история
химии. Алхимия.
Методы познания природы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники
химической информации, её получение, анализ и представление его результатов.
Общие правила техники безопасности в химической лаборатории. Знакомство с
простейшим лабораторным оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка,
пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок).
Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные
приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления,
предел измерений, правила пользования).
Состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Простые и сложные вещества.
Химический элемент.
Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки
твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Аморфные вещества. Агрегатные состояния вещества.
Знаки химических элементов. Химические формулы. Индексы и коэффициенты.
Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная
масса. Расчет относительных молекулярных масс веществ. Расчеты по химическим формулам.
Чистые вещества и смеси. Массовая доля вещества в смеси. Расчет массовой доли
вещества в смеси.
Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека. Концентрация. Расчет
массовой доли вещества в растворе. Типы среды растворов: нейтральная, кислотная, щелочная.
Понятие об индикаторах. История открытия индикаторов. Природные индикаторы: заваренный
чай, сок красной капусты, сок свеклы, лук, чеснок. Синтетические индикаторы: лакмус,
фенолфталеин. Изменение цвета индикатора в кислотной и щелочной среде.
Практические работы.1.Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Ознакомление с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.2. Описание
химического элемента по его положению в ПСХЭ. 3. Выращивание кристаллов соли
(домашняя).
Лабораторные опыты. 1. Описание физических свойств веществ. 2.Распространение
запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 3. Наблюдение броуновского
движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Диффузия перманганата калия в
желатине.5. Ознакомление с веществами разного строения. 6. Исследование кислотности
различных объектов
Домашние опыты. 1. Изготовление моделей молекул химических веществ из
пластилина. 2. Диффузия сахара в воде. 3. Опыты с закрытой пластиковой бутылкой. 4.
Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих примеси.
5. Исследование кислотности различных объектов при помощи природных индикаторов.
Тема 2.
Явления, происходящие с веществами (7 часов)

Физические явления в химии: кристаллизация, выпаривание, возгонка веществ,
фильтрование. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций
от физических явлений. Признаки химических реакций. Реакции горения. Понятие о
качественных реакциях. Роль химии в жизни человека.
Практические работы.4.Очистка загрязненной поваренной соли. 5.Решение
экспериментальных задач на распознавание веществ.
Лабораторные опыты. 7. Спиртовая экстракция хлорофилла из листьев комнатных
растений 8.Адсорбирующие свойства активированного угля. 9. Признаки химических
превращений. 10. Получаем новые вещества.11. Приготовление известковой воды и опыты с
ней.
Домашние опыты. 6.Разделение смеси сухого молока и речного песка.7. Отстаивание
взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.8. Растворение в воде таблетки
аспирина УПСА.
Тема 3.Химия в быту (21 часа)
3.1 Химия на кухне (14 часов)
Состав пищи: органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества,
витамины.
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной
деятельности человека. Когда соль – яд.
Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение
сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров.
Что такое «антиоксиданты».
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды –
сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое
воздействие.
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин.
Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые
добавки.
Лабораторные опыты. 12. Прокаливание семян пшеницы и обнаружение минеральных
солей. 13. Исследование свойств поваренной соли. 14. Исследование свойств сахара. 15.
Обнаружение жиров в семенах подсолнечника. 16. Исследование свойств питьевой соды. 17.
Исследование свойств уксусной кислоты.
Домашние опыты. 9.Обнаружение крахмала в продуктах питания. 10. Обнаружение
эфирных масел в апельсиновой корочке.
Исследование свойств уксусной кислоты. 14. Исследование свойств поваренной соли,
сахара, питьевой соды.
3.2. Аптека- рай для химика (7 часов)
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной
склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной
зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что лучше: аспирин или
упсарин?
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные
свойства марганцовки. Опасный житель аптечки.
Нашатырный спирт – это щелочь?
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.

8 класс
Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях»
Эта часть курса содержит сведения о веществах, знакомых учащимся из повседневной
жизни, об основных характеристиках (свойствах) этих веществ. Кроме того, глава содержит
материал из истории химии и практические задания для овладения простейших
экспериментальными навыками.
Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» В этой главе содержаться сведения об
атомах и молекулах, чистых веществах, смесях и способах их разделения, о химических
элементах и их символах, массе атомов и молекул.
Глава 3. «Почему протекают химические реакции»
Из этой главы учащиеся узнают о причинах и механизмах химических превращений,
отдельные сведения из термохимической кинетики.
Глава 4. «Химия и планета Земля» В этой главе содержаться сведения о воздухе и его
компонентах, о воде и ее свойствах, о строении земной коры, о полезных ископаемых и
основах металлургии, а так же основные сведения о строении атомов.
Глава 5 «Химия и наш дом»
В этой главе содержаться сведения о белках, аминокислотах, витаминах и
микроэлементах; о лекарственных и косметических средствах, препаратах бытовой химии,
красителях.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
7 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
1 Первоначальные химические понятия
6
2 Явления, происходящие с веществами
7
3 Химия в быту
21
Всего:
34
8 класс
№
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Химия – наука о веществах и их превращениях
Зачем и как изучают вещества
Почему протекают химические реакции
Химия и планета Земля
Химия и наш дом
Всего:

Кол-во часов
7
10
4
9
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».