Чтение (литературное чтение) 5-9

Приложение 2
к адаптированной основной
общеобразовательной
программе образования
обучающихся с легкой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения
“Личадеевская средняя школа”,
утвержденной
приказом директора МБОУ
Личадеевской СШ от 31.08.2023 №
250/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»
для 5-9 КЛАССОВ

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Предметные результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию речи
5 класс
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про
себя», выполняя задания учителя; - отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию
тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания
учителя; - отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
6 класс Учащиеся должны уметь:
- читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом
на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту; делить
текст на части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
- определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
- выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
- оценивать поступки героев (с помощью учителя);
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 стихотворений (И.Бунин «Лес точно терем расписной…», С.Михалков
«Будь человеком», Е.Благинина «Новогодние загадки», А.Дорохов «Теплый снег»,
А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И.Никитин «Весело сияет месяц над селом…»,
И.Суриков «Белый снег пушистый…», А.Твардовский «Как после мартовских метелей…»)
7 класс
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать:
2

- наизусть 10 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая
синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
- читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
- участвовать в обсуждении темы и текста; - оценивать поступки героев с помощью
учителя;
- отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с
помощью наводящих вопросов, по плану.
Учащиеся должны знать: - наизусть 6-8 стихотворений.
8 класс
Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
9 класс
обучающиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в
связи с прочитанным.
2.Содержание учебного предмета
5класс
Устное народное творчество
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.
Сказки.Русская сказка «Никита Кожемяка». Тофаларская сказка «Как наказали
медведя». Башкирская сказка «Золотые руки». Русская сказка «Морозко». Русская сказка
«Два мороза». Татарская сказка «Три дочери». А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях». «Серая шейка». По Д. Мамину-Сибиряку. Вопросы и задания к теме
«Устное народное творчество».
Картины родной природы
Лето. Г. Скребицкий «Июнь». И. Суриков «Ярко солнце светит…». А. Платонов
«Июльская гроза». А. Прокофьев «Березка». Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…».
Вопросы и задания к теме «Лето».
Осень.«Сентябрь» По Г. Скребицкому. «Золотая осень» По И. Соколову-Микитову.
К. Бальмонт «Осень». «Добро пожаловать!» По Г. Скребицкому. «Осенние грусти…» По В.
Астафьеву. И. Бунин «Первый снег». Вопросы и задания к теме «Осень».
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». Г. Скребицкий «Декабрь». К. Бальмонт «К
зиме». Г. Скребицкий «Всяк по-своему». С. Есенин «Поет зима – аукает…». С. Есенин
«Береза». А. Пушкин «Зимняя дорога». Вопросы и задания к теме «Зима».
3

Весна.Г. Скребицкий «Март». А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…». Г.
Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». (Отрывки). Г. Скребицкий «Веснакрасна». Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Г.
Скребицкий «В Весеннем лесу». А. Толстой «Весенние ручьи». (Отрывок из повести
«Детство Никиты»). А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». А. Блок «Ворона». Е. Серова
«Подснежник». И. Соколов-Микитов «Весна». И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…».
С. Есенин «Черемуха». Я. Аким «Весна, весною, о весне». Вопросы и задания к теме «Весна».
О друзьях-товарищах
Ю. Яковлев «Колючка». Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Н. Носов «Витя Малеев в школе
и дома». (Отрывок). В. Медведев «Фосфорический» мальчик». Л. Воронкова «Дорогой
подарок». Я. Аким «Твой друг». Вопросы и задания к теме «О друзьях – товарищах».
Басни
И. Крылов «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».
Спешите делать добро
Н. Хмелик «Будущий олимпиец». О. Бондарчук «Слепой домик». В. Осеева «Бабка».
А. Платонов «Сухой хлеб». В. Распутин «Люся». (Отрывок из повести «Последний срок»).
В. Брюсов «Труд». Р. Рождественский«Огромное небо». Вопросы и задания к теме «Спешите
делать добро».
О животных
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». (Отрывок из повести «Детство Тёмы»). А.
Толстой «Желтухин». (Отрывок из повести «Детство Никиты»). К. Паустовский «Кот
Ворюга». Б. Житков «Про обезьянку». Э. Асадов «Дачники». Ф. Абрамов «Из рассказов
Олёны Даниловны». С. Михалков «Будь человеком». Вопросы и задания к теме «О
животных».
Из прошлого нашего народа
«На поле Куликовом. Москва собирает войско» По О. Тихомирову. «На поле
Куликовом. Куликовская битва» По О. Тихомирову. «На поле Куликовом. Слава героям» По
О. Тихомирову. «Рассказы о войне 1812 года. Бородино» По С. Алексееву. «Рассказы о войне
1812 года. Ключи» По С. Алексееву. «Рассказы о войне 1812 года. Конец похода» По С.
Алексееву. Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (Отрывок из поэмы «Мороз,
Красный нос»). А. Куприн «Белый пудель». «Снега, поднимитесь метелью!» По Л.
Жарикову. Ю. Коринец«У могилы неизвестного солдата». Вопросы и задания к теме «Из
прошлого нашего народа».
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош. Маленький Гаврош. Гаврош опекает малышей». М. Твен
«Приключения Тома Сойера». С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями». Г. Х. Андерсен «Русалочка». Вопросы и задания к теме «Из произведений
зарубежных писателей».
Внеклассное чтение
Произведения устного народного творчества. Произведения И. Соколова-Микитова,
Н. Сладкова, В. Драгунского, И. Крылова, В. Осеевой, К. Ушинского, С. Аксакова, М.
Пришвина, С. Алексеева, Братьев Гримм.
6 класс
Устное народное творчество
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины).
Сказки
С. Маршак «Двенадцать месяцев». Г. Скребицкий «Весенняя песня». К. Паустовский
«Стальное колечко». Д. Хармс «Заяц и ёж». Е. Пермяк «Тайна цены».По Н. Носову «Как
Незнайка сочинял стихи».
Картины родной природы
4

Осень.В. Бианки «Сентябрь».И. Бунин «Лес, точно терем расписной…».И. Тургенев
«Осенний день в березовой роще».В. Бианки «Октябрь». В. Бианки «Ноябрь».
Зима.В. Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча
зимы». А. Дорохов «Теплый снег». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». В. Бианки
«Январь».И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…». И. Суриков «Белый снег
пушистый…». В. Бианки «Февраль».
Весна. С. Смирнов «Первые приметы». В. Бианки «Март». По В. Пескову «Весна
идет». М. Пришвин «Жаркий час». В. Жуковский «Жаворонок». А. Твардовский «Как после
мартовских метелей…». А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…». В. Бианки «Апрель». В.
Набоков «Дождь пролетел…». В. Бианки «Май». В. Астафьев «Зорькина песня». Н. Рыленков
«Нынче ветер, как мальчишка…»
Моя Родина
По В. Пескому «Отечество». М. Ножкин «Россия».М. Пришвин «Моя Родина». Ф.
Глинка «Москва».
Басни
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
О животных
Ю. Качаев «Грабитель». К. Паустовский «Заячьи лапы». Е. Носов «Хитрюга». С.
Михалков «Будь человеком». По В. Астафьеву «Злодейка». По Е. Барониной «Рассказы про
зверей».
О сверстниках
Б. Житков «Белый домик». А. Белорусец «Звонкие ключи». А. Чехов «Ванька».
«Здравствуйте!» Перевод с польского Д. Гальпериной. М. Зощенко «Леля и Минька. Ёлка».
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». Ю. Рытхэу «Пурга». А. Толстой «Детство
Никиты». В. Драгунский «Кот в сапогах». В. Медведев «Звездолет «Брунька»». По К.
Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Д. Хармс «Пушкин». Б. Заходер «Петя
мечтает».
Вечный свет подвига
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы». Рассказы о русском
подвиге. По С. Алексееву «Медаль», «Гришенька». Великодушный русский воин. По Е.
Холмогоровой «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В
дни спокойные». М. Дудин «Наши песни спеты на войне».
Писатели мира – детям
По Д. Биссету «Слон и муравей». По Д. Биссету «Кузнечик Денди». Дж. Родари «Как
один мальчик играл с палкой». Дж. Родари «Пуговкин домик». Х.-К. Андерсен «Ель». По Х.К. Андерсену «Снежная королева». По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». По А. де СентЭкзюпери «Маленький принц».
Внеклассное чтение
Произведения Е. Пермяка, В. Сухомлинского, С. Алексеева, Б. Житкова, А. Толстого,
К. Паустовского, В. Чаплиной, К. Ушинского, Ю. Коваля, Дж. Родари.
7 класс
Устное народное творчество
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Русская народная сказка «журавль и Цапля».
Русская народная сказка «Умный мужик». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные
песни. Пословицы и загадки.
Русская литература XIX века
Биография А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин
«Зимний вечер». А.С. Пушкин «У лукоморья». Биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю.
Лермонтов «Бородино». Биография И.А. Крылова. Басни. И.А. Крылов «Кукушка и Петух»,
«Волк и Журавль», «Слон и Моська». Биография Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов «Несжатая
полоса». Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Биография Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой
5

«Кавказский пленник». Биография А.П. Чехова. А.П. Чехов «Хамелион». Биография В.Г.
Короленко. В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Русская литература XX века
Биография А.М. Горького. А.М. Горький «Детство». А.М. Горький «В людях». М.В.
Исаковский «Детство». М.В. Исаковский «Ветер», «Весна». Биография К.Г. Паустовского.
К.Г. Паустовский «Последний черт». Биография М.М. Зощенко. М.М. Зощенко «Великие
путешественники». Биография К.М. Симонова. К.М. Симонов «Сын артиллериста».
Биография В.П. Катаева. В.П. Катаев «Флаг». Биография Н.И. Рыленкова. Н.И. Рыленков
«Деревья». Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…», «Все в тающей дымке…».
Биография Ю.И. Коваля. Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Ю.И. Коваль «Картофельная
собака». Биография Ю.Я. Яковлева. Ю.Я. Яковлев «Багульник». Биография Р.П. Погодина.
Р.П. Погодин «Время говорит - пора». Биография А.Г. Алексина. А.Г. Алексин «Двадцать
девятое февраля». Биография К.Я. Ваншенкина. К.Я. Ваншенкин «Мальчишка». К.Я.
Ваншенкин «Снежки».
Внеклассное чтение
Произведения В. Жуковского, Н. Некрасова, А. Чехова, Л. Кассиля, В. Катаева, Ю.
Яковлева, М. Зощенко, Е. Пермяка, Е. Чарушина.
8 класс
Устное народное творчество
Сказки. Сказка «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки. Баллады. В.А.
Жуковский «Перчатка». И.З. Суриков «Нашла коса на камень». Былины. Былина «Добрыня
и Змей»
Русская литература XIX века
Биография А.С. Пушкин. М.Я. Басина «Публичное испытание». И.И. Пущин «Записки
о Пушкине». А.С. Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд…». А.С. Пушкин
«Зимнее утро». А.С. Пушкин «И.И. Пущину». «19 октября 1827». А.С. Пушкин «Няне», «На
холмах Грузии…». А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил…». А.С. Пушкин
«Сказка о попе и о ег работнике Балде». Биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов
«Смерть поэта». М.Ю. Лермонтов «Родина». М.Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна». М.Ю.
Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Биография И.А. Крылова. И.А. Крылов
«Волк на псарне», «Осел и соловей», «Муха и пчела». Биография Н.А. Некрасова. Н.А.
Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда
деревенская…». Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос». Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Биография И.С. Никитина. И.С. Никитин «Русь». И.С. Никитин «Утро на берегу озера».
Биография И.С. Тургенева. И.С. Тургенев «Муму». Биография Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой
«После бала». Биография А.П. Чехова. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Биография В.Г.
Короленко. В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Русская литература XX века
Биография М. Горького. М. Горький «Макар Чудра». Биография С.А. Есенина. С.А.
Есенин «Спит ковыль…». С.А. Есенин «Пороша».С.А. Есенин «Отговорила роща
золотая…». Биография А.П. Платонова. А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Биография
А.Н. Толстого. А.Н. Толстой «Русский характер». Биография Н.А. Заболоцкого. Н.А.
Заболоцкий «Некрасивая девочка». Биография К.Г. Паустовского. К.Г. Паустовский
«Телеграмма». Биография Р.И. Фраермана. Р.И. Фраерман «Дикая собака динго, или Повесть
о первой любви». Биография Л.А. Кассиля. Л.А. Кассиль «Пекины бутсы». Биография А.Т.
Твардовского. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Биография В.М. Шукшина. В.М.
Шукшин «Гринька Малюгин». Биография В.П. Астафьева. В.П. Астафьев «Далекая и
близкая сказка». Биография Р.П. Погодина. Р.П. Погодин «Алфред». Биография А.А.
Сурикова. А.А. Суриков «Родина».
Внеклассное чтение
Произведения устного народного творчества, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П.
Чехова, С.А. Есенина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, К.Д. Ушинского, Ю.И. Коваля.
6

9 класс
Устное народное творчество
Русские народные песни. Былина «На заставе богатырской». Русская народная сказка
«Сказка про Василису Премудрую». Русская народная сказка «Лиса и Тетерев». В.А.
Жуковский «Три пояса».
Басни
Биография И.А. Крылова. И.А. Крылов «Кот и повар».
Русская литература XIX века
Биография А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин
«Барышня-крестьянка». Биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Тучи». М.Ю.
Лермонтов «Баллада». М.Ю, Лермонтов «Морская царевна». Биография Н.В. Гоголя. Н.В.
Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Биография Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов
«Рыцарь на час». Н.А. Некрасов «Саша». Биография А.А. Фета. А.А. Фет «На заре ты ее не
буди». А.А. Фет «Помню я: старушка няня…». А.А. Фет «Это утро, радость эта…».
Биография А.П. Чехова. А.П. Чехов «Злоумышленник». А.П. Чехов «Пересолил».
Русская литература XX века
Биография М. Горького. М. Горький «Песня о Соколе». Биография В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский «Необычайное приключение…». Биография М.И. Цветаевой. М.И.
Цветаева «Красной кистью..». М.И. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел…». Биография К.Г.
Паустовского. К.Г. Паустовский «Стекольный мастер». Биография С.А. Есенина. С.А.
Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». С.А. Есенин «Собаке Качалова». Биография М.А.
Шолохова. М.А. Шолохов «Судьба человека». Биография Е.И. Носова. Е.И. Носов «Трудный
хлеб». Биография Н.М. Рубцова. Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». Н.М. Рубцов «Русский
огонек». Н.М. Рубцов «Зимняя песня». Биография Ю.И. Коваля. Ю.И. Коваль «приключения
Васи Куролесова».
Из произведений зарубежных писателей
Биография Р.Л. Стивенсона. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед». Биография Э. СетонТомпсона. Э. Сетон-Томпсон «Снап». Биография Д. Даррелла. Д. Даррелл «Живописный
жираф».
Внеклассное чтение
Произведения устного народного творчества, Н.В. Гоголя, И.А. Бунина, Н. Лескова,
Д. Пантелеева, А.А. Ахматовой, В. Драгунского, Р.Э. Распе, М. Рид.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего:

Название темы, раздела
Устное народное творчество
Картины родной природы (лето, осень, зима, весна)
О друзьях-товарищах
Басни
Спешите делать добро
О животных
Из прошлого нашего народа
Из произведений зарубежных писателей
Внеклассное чтение
Итоговое тестирование

Количество
часов
22
33
11
4
13
14
15
16
11
1
140
7

6 класс
№

Название темы, раздела

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Всего:

Устное народное творчество
Сказки
Картины родной природы (осень, зима, весна)
Моя Родина
Басни
О животных
О сверстниках
Вечный свет подвига
Писатели мира – детям
Внеклассное чтение
Итоговое тестирование

Количество
часов
2
16
28
4
2
10
27
10
27
13
1
140

7 класс
№
1
2
3
4
5
Всего:

Название темы, раздела
Устное народное творчество
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Внеклассное чтение
Итоговое тестирование

Всего часов
11
50
66
12
1
140

Название темы, раздела
Устное народное творчество
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Внеклассное чтение
Итоговое тестирование

Количество часов
12
63
52
12
1
140

Наименование разделов, тем
Устное народное творчество
Басни
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Из произведений зарубежных писателей
Внеклассное чтение
Итоговое тестирование

Количество часов
16
4
45
44
15
15
1
140

8 класс
№
1
2
3
4
5
Всего:
9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Всего:

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».