Приложение 12
к адаптированной основной
общеобразовательной
программе образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской СШ от
31.08.2023 № 250/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)»
для 5 КЛАССОВ
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции, передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (например, "Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта, рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение;
Содержание учебного предмета
Декоративное рисование
Знакомить обучающихся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
Демонстрация произведений народных мастеров позволит детям понять красоту изделий
и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получат
сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, познакомятся
с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами
быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных
умельцев, учебных таблиц и репродукций помогут в определенной степени
формированию у обучающихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию будут предшествовать урокам рисования с
натуры, так как они сформируют технические и изобразительные умения обучающихся.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно будет предшествовать наблюдение изображаемого
объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их
взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающиеся
передадут его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего
оборудования и моделей.
Учить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и
целого, а также конструкцию предметов.
Вырабатывать потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные
детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей
умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими
вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей
жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов,
объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке
(ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического
воспитания школьников.
На одном уроке рассматривается три-четыре произведения живописи, скульптуры,
графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного
искусства.
Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства
важное значение имеет работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у
детей зрительного восприятия, развивать умение видеть красоту природы в различные
времена года.
Аппликация, лепка.
Использование на уроках разнообразных технологических способов выполнения аппликации,
применение разных способов лепки
Тематическое планирование
№
Название раздела, основной темы
Количество
часов
1 Рисование с натуры
12
2 Декоративное рисование
18
3 Аппликация
4
4 Рисование на темы
20
5 Лепка
7
6 Беседы об
7
изобразительном искусстве
ИТОГО
68