Музыка 1-4

Приложение 5
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант
1) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”,
утвержденной приказом директора МБОУ
Личадеевской СШ от 31.08.2023 г. №251/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
для 1-4 КЛАССОВ
I вариант

Личадеево 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) 1- 4 классы разработана в соответствии:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) МБОУ Личадеевской
СШ
- Учебным планом Личадеевской СШ
Цель учебного предмета – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной
культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение
элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью,
доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную
подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная
мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность
переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной
деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание
содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное
звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи учебного предмета:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей,
самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение
опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для
занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные
процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный
слух и др.);
обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях
(праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь
к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и
во внеурочной деятельности;
формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о
процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а
также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации
потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики
возможной социальной дезадаптации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и
навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей,
мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка»
в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое
пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского
оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вырабатываются
необходимые
умения
музыкального
восприятия,
музыкальноисполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов,
элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного
предмета
«Музыка»
обеспечивается
специфическими
психокоррекционными
и
психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкальнообразовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности,
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет
«Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство.
Учебный
предмет «Музыка» проводится в
1 – 4 классах. В 1 классах – 2 часа в
неделю, во 2 – 4 классах – 1 час в неделю. При составлении расписания в 1 классах
рекомендуется равномерноераспределение занятий в течение учебной недели.
Личностные и предметные результаты.
1 класс
Личностные результаты:
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе
сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального
взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися
с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
сформированность музыкально-эстетических предпочтений,
потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений;
наличие
доброжелательности,
отзывчивости,
открытости,
понимания исопереживания чувствам других людей;
сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное
отношение ксобственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с
простейшимиэлементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесениесогласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру
музыкальныхпроизведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и
ихзвучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности
регистра (низкий, средний, высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
2 класс
Личностные результаты:
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе
сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального
взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися
с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
сформированность
музыкально-эстетических предпочтений, потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений;
наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания
и
сопереживания чувствам других людей;
сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к
собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;

представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное
совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение
разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный
уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их
звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности
регистра (низкий, средний, высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
3 класс
Личностные результаты:
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими
обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества,
толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися
с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей,
чувств и оценочных суждений;
наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к
собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное
исполнение разученных
песен, как
с
инструментальнымсопровождением, так и без него;
представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах
и ихзвучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения,с учетом средств музыкальной выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности
регистра (низкий, средний, высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
4 класс
Личностные результаты:
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе
сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального
взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися
с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений;
наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к
собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;

представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их
звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности
регистра (низкий, средний, высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального искусства:
жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
основные средства музыкальной выразительности;
формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная);
зависимость формы музыкального произведения от содержания;
основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное
восприятие.
Основу содержания программы составляют: произведения отечественной (русской)
классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская;
музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю,
природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные
жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и
профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов.
Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения
учебного
материала.
Повторение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует
лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению
новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских
умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания
музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного
содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы,
связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными,
игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь,
общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для
слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка;
классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием
изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя
на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными
представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных
музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное
содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и
характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная
мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по
вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном
произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах
(ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью,
отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии,
короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего
голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни- прибаутки,
шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное,
но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим
дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего
характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных
фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении
дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка
естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и
отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости
от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух
звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования
мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко
выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а
капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной

артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и
направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее
движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии
(сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие
понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного,
спокойного) и текста; выразительно- эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских
жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и
правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению
одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению
выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения
использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы
над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу,
ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно
громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 –
до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих
познавательным возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Первый, пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1
класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные
впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования
мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая,
грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные
представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; с
музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара,
труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев,
проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной
деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках. Во
втором периоде – от 9 до 11 лет (2 – 4 классы) – происходит более осознанное овладение
знаниями, исполнительскими умениями. Обучающиеся знакомятся с музыкальными
понятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор);
продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта,
виолончель, саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и музыкальной формы (части
произведения).
У
обучающихся
формируются
элементарные
представления
о
полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой
деятельности); разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный, траурный) и
танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод). У обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) формируются представления о способах графического
фиксирования музыки с помощью нотного письма (нотный стан, нота, звук, пауза, размер,
длительность, мелодия, аккомпанемент и др.). Обучающиеся приобретают знания о
музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец);
особенностях творчества композиторов; о составе и звучании симфонического оркестра,
современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет,
соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада).
Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает
использование таких музыкальных инструментов, как металлофон, ксилофон, триола, детские
саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки,
детский баян и аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильным
приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек, лежащий на указательном пальце, слегка
прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом
очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет
из руки, а если она будет зажатой и скованной, звук становится глухим, жестким. Удар
наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком

случае звук получается чистый, звонкий. При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике,
трещотках, кастаньетах необходимо сформировать осознанное восприятие музыки ребенком.
Для этого надо научить слушать музыкальное сопровождение на фортепиано, после чего
позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа
инструмент в руке, передать ритмический рисунок произведения. На маракасах, румбе играют
кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой посередине
горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем.
При игре на трещотке, состоящей из деревянных пластин, обучающиеся учатся правильно,
ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук. При
игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для
предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять
«лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится более
приглушенным, но и более четким, ритмичным. При игре на бубне обучающиеся учатся
различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой
мембраны или по краям обруча. При игре на триоле, детском саксофоне или кларнете,
происходит обучение правильному расходованию дыхания, координируя взаимосвязь между
силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный,
равномерный выдох с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой
у каждого духового инструмента мундштук обязательно протирается влажной салфеткой.
После успешного овладения правильными приемами звукоизвлечения, осуществляется переход
к разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля или
шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритмическое сопровождение без изменения
звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии обогащается
несложным голосоведением. При обучении игру на музыкальных инструментах детского
оркестра ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые
представления, уметь пропеть звуки мелодии голосом.
Примерный репертуар.
1 класс.
Примерный музыкальный материал для пения:
Первая четверть.
Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н. 3. Найденовой
Веселые гуси. Украинская народная песня.
Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
Во поле береза стояла. Русская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Вторая четверть.
К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен.
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
Третья четверть.
Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой.
Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой, словаМ. Ивенсен.
Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю.
Энтина
Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского,слова М. Пляцковского.
Четвертая четверть.
Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, словаЮ. Ермолаева и В. Коркина.
На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г.Бойко.
Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Музыка
Г. Гладкова, слова С. Козлова.

Песенка
про
кузнечика.
Шаинского, слова Н. Носова

Из

мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В.

Музыкальные произведения для слушания
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой
Бабушкин
козлик. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова.
На горе-то калина. Русская народная песня.
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хайта.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского,
слова Ю. Леднева.
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З.Александровой.
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л.Яхнина.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева,
слова А.Хайта.
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Изкинофильма «Золушка».
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебныйстрелок».
Д. Кабалевский. Клоуны.
Е. Крылатов - Ю. Энтин. Песенка о лете. Измультфильма «Дед Мороз и лето».
М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинскаяярмарка».
И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
2 класс.
Примерный музыкальный материал для пения:
Первая четверть
На горе-то калина. Русская народная песня.
Каравай. Русская народная песня.
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хайта.
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Вторая четверть
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
Третья четверть
Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.
Мы поздравляем маму. Музыка В. Сорокина, слова Р. Красильщиковой.
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.
Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Четвертая четверть
Бабушкин козлик. Русская народная песня.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова
А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания
А. Глазунов. Вальс для арфы
А. Рамирес (П. Мориа). Жаворонок. Из кантаты «Рождество Господне»

А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
И. Бах. Шутка
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова
А. Санина.
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».
С. Рахманинов. Итальянская полька.
К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Л. Боккерини. Менуэт.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М.
Пляцковского.
И. Бах – А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для органа №2, ля-минор, к. 593.
3 класс.
Примерный музыкальный материал для пения:
Первая четверть
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова
С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А.
Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А.
Коваленкова.Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой.
Третья четверть
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой.
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Белые кораблики. Из мультфильма «Площадь картонных часов». Музыка В. Шаинского,
слова Л. Яхнина.
Четвертая четверть
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Чунга-Чанга. «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э.
Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для слушания
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.В. Моцарт.
Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова

Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю.
Энтина.
Облака. Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Ф.
Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина.
Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Энтина.
4 класс.
Примерный музыкальный материал для пения:
Первая четверть
Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Во кузнице. Русская народная песня.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова
А. Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М.
Пляцковского.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Третья четверть
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского, слова И. Дика.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Четвертая четверть
Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм. Покрасса, слова Б. Ласкина.
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова
М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания
А. Пьяццолла. Либертанго
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского,
слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
П. Чайковский. Симфония №5. Часть II. Andantecantabile.

Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев».
Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р.
Лаубе.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь». Музыка И. Дунаевского. Слова В. ЛебедеваКумача.
В. Агапкин. Прощание славянки.
П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».
П. Чайковский. Полонез. Из оперы «Евгений Онегин».
Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.
День Победы. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
В. Монти. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс.
(1 четверть, 16 часов)
№

Тема

Основные виды деятельности

Количество

п/п
1.

часов
Вводный урок

Знакомство

обучающихся

с

музыкальным

кабинетом, правилами поведения на уроках музыки
и краткое описание последующей музыкальной
деятельности.
Выявление

предыдущего

музыкального

опыта,

интересов и предпочтений обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых
детьми песен.
Слушание музыки: детские песни из популярных
отечественных мультфильмов.
Музыкально-дидактические игры.

1

2.

«Домашние
животные»

Хоровое пение: Серенькая кошечка. Музыка В.

6

Витлина, слова Н. 3. Найденовой
Веселые гуси. Украинская народная песня.
Слушание музыки: Три поросенка. Музыка М.
Протасова, слова Н. Соловьевой
Бабушкин

козлик.

Русская

народная

песня.

Обработка Ю. Слонова.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
3.

Обобщение

по Хоровое

пение:

закрепление

изученного

теме:

песенного репертуара по теме.

«Домашние

Слушание

животные»

музыкального материала для слушания по теме.

музыки:

закрепление

1

изученного

Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
4.

«Урожай

Хоровое пение: Урожай собирай. Музыка А.

собирай»

Филиппенко, слова Т. Волгиной Во поле береза

7

стояла. Русская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Слушание музыки: На горе-то калина. Русская
народная песня. Огородная-хороводная.

Музыка

Б.Можжевелова, слова А. Пассовой.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
5.

Обобщение

по Хоровое

пение:

закрепление

изученного

теме: «Урожай

песенного репертуара по теме.

собирай»

Слушание музыки: закрепление изученного

1

музыкального материала для слушания по теме.
Музыкально - дидактические игры.

(2 четверть, 16 часов)
№
п/п

Тема

Основные виды деятельности

Количество
часов

1.

«К нам гости

Хоровое пение: К нам гости пришли. Музыка Ан.

пришли»

Александрова, слова М. Ивенсен.
Частушки-топотушки.

Музыка

Л.

6

Маковской,

слова И. Черницкой.
Слушание

музыки:

переживем.

Из

Неприятность

мультфильма

эту

мы

«Лето

кота

Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Если

добрый

ты.

Из

мультфильма

«День

рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
2.

Обобщение
теме:

«К

по Хоровое

пение:

закрепление

изученного

1

нам песенного репертуара по теме.

гости пришли»

Слушание

музыки:

закрепление

изученного

музыкального материала для слушания по теме.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра.
3.

«Новогодний

Хоровое пение: Что за дерево такое? Музыка М.

хоровод»

Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
Елочка.

Музыка

А.

Филиппенко,

слова

М.

Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
Слушание

музыки:

Новогодняя.

Музыка

А.

Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского
М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского,
слова Ю. Леднева.
Музыкально-дидактические игры.

7

Игра

на

музыкальных

инструментах детского

оркестра.
4.

Обобщение по

Хоровое

пение:

закрепление

теме:

песенного репертуара по теме.

«Новогодний

Слушание

хоровод»

музыкального материала для слушания по теме.

музыки:

изученного

закрепление

1

изученного

Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра.
5.

Контрольно-

Хоровое пение: повторение изученного песенного

обобщающий

репертуара за 1-2 четверть.

урок

Слушание

музыки:

изученного

повторение

музыкального

1

и обобщение

материала

для

слушания за 1-2 четверть.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах детского

оркестра.

(3 четверть, 17 часов)
№

Основные виды деятельности

Количество

«Защитники

Хоровое пение: Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова

часов
3

Отечества»

Я. Серпина.

Тема

п/п
1.

Слушание музыки: Бескозырка белая. Музыка
народная, слова З.Александровой.

2.

«Девочек
наших

Хоровое пение: Песню девочкам поем. Музыка Т.

5

мы Попатенко, слова З. Петровой.

поздравляем»

Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой,
словаМ. Ивенсен.
Слушание

музыки:

П.

Чайковский.

Танец

маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова
Л.Яхнина.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах детского

оркестра.
3.

Обобщение по

Хоровое

пение:

закрепление

темам:

песенногорепертуара по темам.

«Защитники

Слушание

Отечества»;

музыкального материала для слушания по темам.

музыки:

изученного

закрепление

1

изученного

«Девочек наших Музыкально-дидактические игры.

4.

мы

Игра

на

музыкальных

инструментах детского

поздравляем»

оркестра.

«Дружба

Хоровое пение: Песня друзей. Из мультфильма

крепкая»

«Бременские

музыканты». Музыка Г. Гладкова,

слова Ю. Энтина
Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.
Слушание

музыки:

мультфильма

На

«Леопольд

крутом
и

бережку.

Золотая

Из

рыбка».

Музыка Б. Савельева, слова А.Хайта.
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из
кинофильма «Золушка».
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

оркестра.

музыкальных

инструментах детского

7

5.

Обобщение по

Хоровое

пение:

закрепление

теме: «Дружба

песенного репертуара по теме.

крепкая».

Слушание

музыки:

изученного

закрепление

1

изученного

музыкального материала для слушания по теме.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.

(4 четверть, 17 часов)
№

Основные виды деятельности

Количество

«Трудимся с

Хоровое пение: Трудимся с охотой. Музыка Е.

часов
7

охотой»

Тиличеевой, словаЮ. Ермолаева и В. Коркина.

Тема

п/п
1.

На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г.
Бойко.
Слушание музыки: К. Вебер. Хор охотников. Из
оперы «Волшебныйстрелок».
Д. Кабалевский. Клоуны.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра.
2.

Обобщение по

Хоровое

теме:

песенного репертуара по теме.

«Трудимся
охотой»

с

Слушание

пение:

закрепление

музыки:

закрепление

изученного

1

изученного

музыкального материала для слушания по теме.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах детского

оркестра.
3.

«Вот оно какое Хоровое пение: Песенка Львенка и Черепахи. Из
наше лето»

мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели
песню». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
Песенка

про

кузнечика.

Из

мультфильма

«Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского,
слова Н. Носова

7

Слушание музыки: Е. Крылатов - Ю. Энтин.
Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и
лето».
М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская
ярмарка».
И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах детского

оркестра.
4.

Обобщение по

Хоровое

теме: «Вот оно

песенного репертуара по теме.

какое

Слушание

наше

лето»

пение:
музыки:

закрепление
закрепление

изученного

1

изученного

музыкального материала для слушания по теме.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах детского

оркестра.
Контрольно

5.

- Хоровое пение: повторение изученного песенного

обобщающий

репертуара за учебный год.

урок

Слушание

музыки:

закрепление

1

изученного

музыкального материала для слушания за учебный
год.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах детского

оркестра.

2 класс
(1 четверть, 8 часов)
№

Тема

Основные виды деятельности

Количество

Повторение правил поведения на уроках музыки и

часов
1

п/п
1. Вводный урок

краткое

описание

последующей

музыкальной

деятельности.
Выявление предыдущего музыкального опыта,
интересов и предпочтений обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых
детьми песен, выученных на предыдущих годах
обучения.
Знакомство с музыкальным инструментом и его
звучанием: арфа.
Слушание музыки: детские песни из популярных
отечественныхмультфильмов;
А. Глазунов. Вальс для арфы.
Музыкально-дидактические игры.
2.

«Урожай

Хоровое

пение:

собирай»

народная песня.

На

горе-то

калина.

Русская

переживем.

Из

Каравай. Русская народная песня.
Неприятность

эту

мы

мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хайта.
Огородная - хороводная. Музыка Б. Можжевелова,
слова А. Пассовой.
Формирование представлений о различных
музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
Развитие умения различать звуки по высоте
(высокие).
Слушание

музыки:

А.

Рамирес

(П.

Мориа).

Жаворонок. Из кантаты «Рождество Господне»
А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из
кинофильма «Золушка»
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника
Знакомство с музыкальным инструментом и его
звучанием: флейта.
Слушание музыки: И. Бах. Шутка.
Инсценирование.

6

Музыкально-дидактические игры.
3.

Обобщение по

Хоровое

пение:

закрепление

изученного

1

теме: «Урожай песенного репертуара по теме.
собирай»

Слушание

музыки:

закрепление

изученного

музыкального материала для слушания по теме
.Музыкально-дидактические игры.

(2 четверть, 8 часов)
№

Основные виды деятельности

Тема

Количество
часов

п/п
1.

«Новогодний

Хоровое пение: Как на тоненький ледок. Русская

хоровод»

народная песня.Обработка И. Иорданского.
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г.
Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского,
слова Ю. Леднева.
Формирование

представлений

о

плавном

и

отрывистом проведении мелодии в музыкальных
произведениях.
Слушание музыки: Колыбельная
Из

Медведицы.

мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова,

слова Ю. Яковлева.
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед
Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее
приключение». Музыка А. Флярковского, слова А.
Санина
Музыкально-дидактические игры

6

Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
2.

Обобщение по Хоровое

пение:

закрепление

изученного

теме:

песенного репертуара по теме

«Новогодний

Слушание

хоровод»

музыкального материала для слушания по теме

музыки:

закрепление

1

изученного

Музыкально-дидактические игры
Игра на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра
3.

Контрольно-

Хоровое пение: повторение изученного песенного

обобщающий

репертуара за 1-2 четверть

урок

Слушание

музыки:

повторение

и

1

обобщение

изученного музыкального материала для слушания
за 1-2 четверть
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных

инструментах

детского

оркестра
(3 четверть, 10 часов)
№ Тема
п/п

Основные виды деятельности

Количество
часов

1.

«Защитни

ки Хоровое пение: Песня о пограничнике. Музыка С.

Отечества»

2

Богославского,слова О. Высотской
Развитие

умения

различать звуки

по

высоте

(высокие – низкие) и длительности (короткие).
Слушание музыки: С. Прокофьев. Марш. Из
симфонической сказки «Петя и Волк»
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из
«Детского альбома»
С. Рахманинов. Итальянская полька

2.

«Маме

песню Хоровое пение: Мы поздравляем маму. Музыка В.

мы споём»

4

Сорокина,слова Р. Красильщиковой
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С.
Вигдорова
Развитие

умения

различать

звуки

по

длительности (долгие).
Слушание музыки: К.

Сен-Санс.

Лебедь. Из

сюиты «Карнавал животных».
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к
комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Музыкально-дидактические игры
Игра на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра
3.

Обобщение по

Хоровое

темам:

песенного репертуара по темам

«Защитники

Слушание

Отечества»;

музыкального материала для слушания по темам

«Девочек

Музыкально-дидактические игры

наших

4.

мы Игра на

пение:
музыки:

закрепление
закрепление

музыкальных

изученного

1

изученного

инструментах

детского

поздравляем»

оркестра

«Дружба

Хоровое пение: Улыбка. Из

крепкая»

«Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М.

мультфильма

Пляцковского
Слушание музыки: Когда мои друзья со мной. Из

2

кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М.
Пляцковского
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
5.

Обобщение по
теме:

Хоровое

пение:

закрепление

изученного

1

«Дружба песенного репертуара по теме

крепкая»

Слушание

музыки:

закрепление

изученного

музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра

(4 четверть, 8 часов)
№

Основные виды деятельности

Тема

Количество

п/п

1.

часов
«Вот оно какое

Хоровое пение: Бабушкин козлик. Русская народная

наше лето»

песня.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения
кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А.
Хайта.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд
и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А.
Хайта.
Слушание

музыки:

Волшебный

цветок.

Из

мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю.
Чичкова, слова М. Пляцковского
Л. Боккерини. Менуэт
Знакомство с музыкальным инструментом и его

6

звучанием: орган.
Слушание музыки: И. Бах – А. Вивальди. Аллегро.
Из концерта для органа №2, ля-минор, к. 593.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных

инструментах

детского

оркестра
2.

Обобщение по

Хоровое

пение:

закрепление

теме: «Вот оно

песенного репертуара по теме

какое наше

Слушание

лето»

музыкального материала для слушания по теме

музыки:

изученного

закрепление

1

изученного

Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
3.

Контрольно -

Хоровое пение: повторение изученного песенного

обобщающий

репертуара за учебный год

урок

Слушание

музыки:

закрепление

1

изученного

музыкального материала для слушания за учебный
год
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра

3 класс
(1 четверть, 8 часов)
№

Основные виды деятельности

Тема

п/п
1.

Вводный урок

Повторение

правил

музыки

краткое

и

музыкальной

поведения на
описание

деятельности.

уроках

последующей
Выявление

предыдущего музыкального опыта, интересов и
предпочтений обучающихся.

Количество
часов
1

Хоровое пение: исполнение известных и
любимых

детьми

песен,

выученных

на

предыдущих годах обучения.
Знакомство с музыкальным инструментом и его
звучанием: балалайка.
Слушание музыки: детские песни из популярных
отечественныхмультфильмов;
Калинка. Русская народная песня. Оркестр им.
Н.Е. Осипова (балалайка).
Музыкально-дидактические игры.
2. «Дружба
школьных лет»

Хоровое пение: Веселые путешественники.
одноименного кинофильма. Музыка

Из

М.

Старокадомского, слова С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма
«Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А.
Тимофеевского.
Первоклашка.

Из

отметок». Музыка

кинофильма «Утро без
В.

Шаинского,

слова

Ю.

Энтина.
Дружба

школьных

лет. Музыка М.

Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Развитие умения выделять мелодию в песне и
инструментальном произведении.
Слушание музыки: Чему учат в школе. Музыка
В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной
серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
Знакомство с музыкальным инструментом и
его звучанием: саксофон.
Р. Паулс.

Мелодия.

Из

кинофильма

«Долгая

дорога в дюнах» (саксофон).Инсценирование
Музыкально-дидактические игры

6

3. Обобщение

по Хоровое

пение:

закрепление

изученного

«Дружба песенного репертуара по теме
школьных лет»
Слушание музыки:
закрепление

1

теме:

изученного

музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры

(2 четверть, 8 часов)
№

Тема

Основные виды деятельности

Количество

п/п
1.

часов
«Что

такое Хоровое пение: Снежная песенка. Музыка

Новый год?»

Д.

Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь

зимой спит? Музыка

Л.

Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко,
слова Г. Бойко.
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н.
Соловьевой.
Развитие

умения

дифференцировать

части

музыкального произведения.
Слушание музыки: Кабы не было зимы. Из
мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма

«Приключения

Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю.
Энтина.
Облака. Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!».
Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах

6

2.

Обобщение

по Хоровое пение: закрепление изученного песенного

1

теме: «Что такое репертуара по теме
Новый

Слушание

музыки:

закрепление

изученного

год?»

музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах

3.

Контрольно-

Хоровое

обобщающий

песенного репертуара за 1-2 четверть

урок

Слушание музыки: повторение и обобщение
изученного

пение:

повторение

музыкального

изученного

материала

1

для

слушания за 1-2 четверть
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
(3 четверть, 10 часов)
№

Тема

Основные виды деятельности

п/п
1.

Количество
часов

«Будем в армии Хоровое пение: Стой, кто идет? Музыка В.
служить»

4

Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З.
Александровой.
Формирование представлений о музыкальной
форме (одночастная, двухчастная, трехчастная,
четырехчастная, куплетная).
Слушание музыки: Дж.Бизе. Ария Тореадора. Из
оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы
«Аида».

2.

«Мамин

Хоровое пение: Праздничный вальс. Музыка А.

праздник»

Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Белые кораблики. Из мультфильма «Площадь
картонных часов». Музыка

В.

Шаинского,

5

слова Л. Яхнина.
Формирование представлений о музыкальной
форме (одночастная, двухчастная, трехчастная,
четырехчастная, куплетная).
Слушание музыки: П. Чайковский. Вальс цветов. Из
балета «Щелкунчик».
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
2.

Обобщение по

Хоровое

пение:

закрепление

темам: «Будем

песенного репертуара по темам

изученного

1

армии Слушание музыки: закрепление изученного

в
служить»;

музыкального материала для слушания по

«Мамин

темам

праздник»

Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра

(4 четверть, 8 часов)
№

Тема

Основные виды деятельности

Количество

п/п
1.

часов
«Пойте вместе с

Хоровое пение: Пойте вместе с нами. Музыка и

нами»

слова А. Пряжникова.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка
В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой

вагон.

Из

мультфильма

«Старуха

Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э.
Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Слушание музыки:
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма

6

«Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова
М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из
будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина.
Крылатые качели. Из телефильма «Приключения
Электроника». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина.
Знакомство с музыкальным инструментом и его
звучанием: виолончель.
Слушание музыки: П. Чайковский Ноктюрн для
виолончели с оркестром до-диез минор, соч. 19 № 4.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
2.

Обобщение по
теме:

Хоровое

пение:

закрепление

изученного

1

«Пойте песенного репертуара по теме

вместе снами»

Слушание

музыки:

закрепление

изученного

музыкального материала для слушания по теме
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра
3.

Контрольно-

Хоровое пение: повторение изученного песенного

обобщающий

репертуара за учебный год

урок

Слушание

музыки:

закрепление

изученного

музыкального материала для слушания за учебный
год
Инсценирование
Музыкально-дидактические

игры

Игра на музыкальных инструментах
4 класс
(1 четверть, 8 часов)

1

№

Тема

п/п

урока

1.

Основные виды деятельности

Количество
часов

Вводный

Повторение правил поведения на уроках музыки и

урок

краткое

описание

последующей

1

музыкальной

деятельности.
Выявление

предыдущего

музыкального

опыта,

интересов и предпочтений обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых
детьми песен, выученных на предыдущих годах
обучения.
Знакомство со звучанием музыкального инструмента:
аккордеон.
Слушание музыки: детские песни из популярных
отечественных мультфильмов;
А. Пьяццолла. Либертанго (аккордеон).
Музыкально-дидактические игры.
2.

Без труда не

Хоровое пение: Без труда не проживешь. Музыка В.

проживешь

Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н.
Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Во кузнице. Русская народная песня.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в
быстром

темпе

исполняемого

произведения.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению
движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние:
восходящее, нисходящее движение мелодии и на
одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии
(сверху вниз или снизу вверх).
Слушание музыки: В Подмосковье водятся лещи. Из
мультфильма

«Старуха

Шапокляк».

Музыка

В.

6

Шаинского, слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К.
Ибряева.
Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
Знакомство с музыкальным инструментом и его
звучанием: валторна.
Слушание музыки: П. Чайковский. Симфония №5.
Часть II. Andante cantabile.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
3.

Обобщение

Хоровое

пение: Слушание

по теме

закрепление

закрепление изученного.

«Без труда не изученного
проживешь»

песенного

музыки:

1

Музыкального материала
репертуара для слушания по теме

по теме

.Музыкальнодидактические игры.

(2 четверть, 8 часов)
№

Тема

Основные виды деятельности

Количество

п/п
1.

часов
Будьте

Хоровое пение: Колыбельная

Медведицы.

Из

добры

мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Яковлева.
Будьте

добры.

Из

мультфильма

«Новогоднее

приключение». Музыка А. Флярковского, слова А.
Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г.
Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая
кисточка».

Музыка

Ю.

Чичкова,

слова

М.

Пляцковского.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М.

6

Пляцковского.
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения определять и передавать идейное и
художественное содержание сказочных сюжетов в
музыкальных

произведениях;

выделять

и

формулировать характеристики музыкальных средств
(средств музыкальной выразительности), с помощью
которых создаются образы.
Слушание музыки: Ужасно интересно все то, что
неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь
попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка
Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка

странного

зверя.

Из

мультфильма

«Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р.
Лаубе.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов.
Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и
Людмила».
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах.
2.

Обобщение

Хоровое пение: закрепление изученного песенного

по

репертуара по теме

теме

«Будьте

Слушание музыки: закрепление изученного

добры»

музыкального материала для слушания по теме.

1

Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
3.

Контрольн

Хоровое пение: повторение изученного песенного

о-

репертуара за 1-2 четверть

обобщающ

Слушание

ий урок

изученного музыкального материала для слушания за

музыки:

1-2 четверть
Инсценирование

повторение

и

обобщение

1

Музыкально-дидактические игры Игра на
музыкальных инструментах

(1 четверть, 10 часов)
1.

Моя Россия

Хоровое пение: Пусть всегда будет солнце! Музыка
А. Островского, слова Л. Ошанина.

9

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И.
Вахрушевой.
Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского,
слова И. Дика.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А.
Пришельца.
Работа над кантиленой. Развитие умения различать
марши,

танцы

(вальс,

полька,

полонез,

танго,

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков.

Три

хоровод).
чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Спортивный

марш.

Из

кинофильма

«Вратарь».

Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева- Кумача.
В. Агапкин. Прощание славянки.
П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».
Знакомство с музыкальным инструментом и его
звучанием: литавры.
Слушание музыки: П. Чайковский. Полонез. Из
оперы «Евгений Онегин».
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
2.

Обобщение

Хоровое пение: закрепление изученного

по теме

песенного репертуара по темам.

«Моя

Слушание музыки: закрепление изученного

Россия»

музыкального материала для слушания по темам.

1

Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра.

(4 четверть, 8 часов)
1.

Великая

Хоровое

пение:

Победа

«Трактористы».

Три

танкиста.

Из

кинофильма

2

Музыка Дм. Покрасса, слова Б.

Ласкина.
Слушание музыки: Катюша.
Блантера,

Музыка

М.

слова М. Исаковского.

День Победы. Музыка Д. Тухманова, слова В.
Харитонова.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах.
2.

Мир похож

Хоровое
на
пение: Песня о волшебниках. Музыка Г.

цветной луг.

Гладкова, слова В. Лугового.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма
«Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П.
Синявского.
Формирование

элементарных

представлений

о

выразительном значении динамических оттенков
(форте – громко, пиано – тихо).
Слушание музыки: С. Прокофьев. Марш. Из оперы
«Любовь к трем апельсинам».
В. Монти. Чардаш.
В.

Моцарт.

Турецкое

рондо.

фортепиано ля минор, к. 331.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах

Из

сонаты

для

4

3.

Обобщение по Хоровое пение: закрепление изученного

1

темам:

песенного репертуара по теме.

«Великая

Слушание музыки: закрепление изученного

Победа»,

музыкального материала для слушания по теме.

Победа»,

Развитие

«Мир
на

умения

похож спортивный,

различать

марши

праздничный,

(военный,

шуточный,

цветной сказочный).

луг»

Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра

на

музыкальных

инструментах

детского

оркестра.
4.

Контрольно-

Хоровое

пение:

повторение

изученного

песенного

обобщающий

репертуара за учебный год.

урок

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
материала для слушания за учебный год.
Формирование

элементарных

представлений

многофункциональности
(развлекательная,

спортивная,

о

музыки
музыка

релаксации).
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах.

для

отдыха,

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».