Приложение 14
к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант )
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”, утвержденной
приказом директора МБОУ Личадеевской СШ от
31.08.2023 № 250/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
для 5-9 КЛАССОВ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
уважительное отношение к спортивным результатам других людей, сверстников;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
физической культуре, работе на результат;
сформированность этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
сформированность чувства гордости за успехи, достижения как собственные так и своих
товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
сформированность эстетических потребностей и чувств средствами физического воспитания.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
− выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
− знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их
применять;
− иметь представления о двигательных действиях; знать строевые команды и выполнять
строевых действий по словесной инструкции;
− уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
− ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
− иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное
развитие основных физических качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
− взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр,
соревнований;
− иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
− освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других
видов физической культуры;
− выполнять самостоятельно комплексы утренней гимнастики;
− выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств; участвовать в оздоровительных занятиях в
режиме дня;
− знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение
двигательных действий;
− уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
− участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
− уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в
спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство;
− знать спортивные традиции своего народа и других народов;
− знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и
значение в жизнедеятельности человека;
− знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности;
− знать правила техники выполнения двигательных действий;
− знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой
направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать
физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной
дозировкой нагрузки;
2
− соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классах определяется
отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с
учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены,
теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки
(не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания,
нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную
ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры
движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже.
Примеры значительных ошибок:
− старт не из требуемого положения;
− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
− несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и
несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший
несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки –
разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и
результат выполнения упражнения.
Оценка «2» не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки,
обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных
способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных
способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы,
который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за
курс 5-9
классов, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой
коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной
активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической
подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец
учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств.
Тесты для обучающихся в 6,7 классах
− бег 60м;
− прыжок в длину с места;
− сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа на
перекладине (д);
− наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
3
− смешанное передвижение на 500 м.
− поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1)
учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные
критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно), с учётом двигательных и
интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель
руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на
возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений, развития
физических качеств у обучающихся 5-9 классов
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья,
проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы
с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния
обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков
и уровня физической подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по
выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи
определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с
достаточным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное
расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество
раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество
раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное
передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов):
у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе
передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не
заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон
с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30
сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости
комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств,
усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре (6 класс)
4
№
п./п.
1
Виды
испытаний
(тесты)
Учащиеся
Оценка
Бег 60 м. (сек.)
Показатели
«3»
9,8 и
больше
Мальчики
«4»
«5»
9,7/9,5
9,4/9,0
«3»
12,6 и
больше
Девочки
«4»
«5»
12,511,9/11,3
12,0
Поднимание
туловища из
положения,
20/15
27/21
35/28
15/12
22/16
35/23
лёжа на спине
(количество раз
за 1м.)
3
Прыжок в
длину с места
135/125 145/136 155/146 125/115 135/126 145/136
толчком двумя
ногами (см.)
4
Сгибание и
разгибание рук
в упоре лёжа на
9/6
15/10
19/16
8/5
9/6
12/8
полу
(количество
раз)
5
Наклон вперёд
из и.п. стоя с
прямыми
ногами на
+5
+8
+12
+6
+11
+16
гимнастической
скамейке (см
ниже уровня
скамейки)
6
Бег на 500 м
Без учета времени
Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств,
усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре (6 класс)
№
Виды испытаний
Показатели
п./п.
(тесты)
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
1
Бег 60 м. (сек.)
10,8 и
13,6 и
12,9/12,
10,7/11,0 11,4/10,0
13,5-13,0
больше
больше
3
2
Поднимание
туловища из
положения, лёжа
22/18
25/20
30/25
16/10
24/15
28/20
на спине
(количество раз за
1м.)
3
Прыжок в длину с
места толчком
145/13
125/12
170/146 190/171
150/126 170/151
двумя ногами
5
0
(см.)
4
Сгибание и
разгибание рук в
9/7
15/10
19/16
8/5
9/6
12/8
упоре лёжа на
2
5
5
6
полу (количество
раз)
Наклон вперёд из
и.п. стоя с
прямыми ногами
на
гимнастической
скамейке (см
ниже уровня
скамейки)
Бег на 500 м
+4
+7
+11
+5
+10
+15
Без учета времени
Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре (7 класс)
№
Виды испытаний
п./п.
Показатели
(тесты)
Учащиеся
1
Мальчики
Оценка
«3»
Бег 60 м. (сек.)
9,8 и
«4»
«5»
9,7/9,5
9,4/9,0
24/20
29/25
145/135
170/146
9/7
15/10
+4
+7
больше
2
Девочки
«3»
«4»
«5»
12,6 и
12,5-
больше
12,0
35/30
15/12
22/16
35/23
190/171
125/120
150/126
170/151
8/5
9/6
12/8
+5
+10
+15
11,9/11,3
Поднимание
туловища из
положения, лёжа на
спине (количество раз
за 1м.)
3
Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами (см.)
4
Сгибание и
разгибание рук в
упоре лёжа на полу
19/16
(количество раз)
5
Наклон вперёд из и.п.
стоя с прямыми
ногами на
гимнастической
+11
скамейке (см ниже
уровня скамейки)
6
Бег на 500 м
Без учета времени
Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре (8 класс)
№
Виды испытаний
Показатели
6
п./п.
1
2
3
4
5
6
п./
п.
(тесты)
Учащиеся
Оценка
Бег 60 м. (сек.)
«3»
9,8 и
больше
Мальчики
«4»
«5»
9,7/9,5
9,4/9,0
«3»
12,6 и
больше
Девочки
«4»
«5»
12,511,9/11,3
12,0
Поднимание
туловища из
положения, лёжа на
24/20
29/25
35/30
15/12
22/16
спине (количество
раз за 1м.)
Прыжок в длину с
места толчком двумя 145/135 170/146 190/171 125/120 150/126
ногами (см.)
Сгибание и
разгибание рук в
9/7
15/10 19/16
8/5
9/6
упоре лёжа на полу
(количество раз)
Наклон вперёд из
и.п. стоя с прямыми
ногами на
+4
+7
+11
+5
+10
гимнастической
скамейке (см ниже
уровня скамейки)
Бег на 500 м
Без учета времени
Учебные нормативы* и испытания (тесты)
развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре (9 класс)
Виды
№
испытаний
(тесты)
Учащиеся
Оценка
1Бег 100 м. (сек.)
2 Поднимание
туловища из
положения, лёжа на
спине (количество
раз за 1м.)
Прыжок
3
в длину с
места толчком
двумя ногами (см.)
4 Сгибание и
разгибание рук в
упоре лёжа на полу
(количество раз)
Наклон
5
вперёд из
и.п. стоя с прямыми
ногами на
гимнастической
скамейке (см ниже
уровня скамейки)
Бег
6 на 1 км (мин,
сек.)
35/23
170/151
12/8
+15
Показатели
Мальчики
«3»
Девочки
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
14,7/18,0
14,3/17,4
13,9/17,0
18,2/20,5
17,8/20,0
16,5/19,5
28/22
38/29
48/37
18/12
28/17
35/25
185/130
205/140
225/160
155/105
165/125
180/145
20/9
24/10
30/12
8/5
9/6
15/8
+4
+6
+12
+5
+7
+15
5,35/6,50
5,15/6, 20
4,35/5,36
6,15/8,05
5,53/7,30
5,16/6,40
7
2. Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической
подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
− беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
− выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
− выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию учителя;
− самостоятельное выполнение упражнений;
− занятия в тренирующем режиме;
− развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Уроки физической культуры строятся с учетом знаний структуры дефекта каждого
обучающего, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений.
С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе:
гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках.
Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» направлено на
всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов,
содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с
увеличением индивидуальных различий, обучающихся дифференцируются задачи, содержание,
темп программного материала, оценка их достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются
специфические и общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного
упражнения, игровой и соревновательный.
В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием
двигательных качеств используются: словесный и наглядный методы.
8
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
Итого
Количество
часов
В процессе обучения
14
19
16
18
1
68
Знания о физической культуре
Гимнастика
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Итоговое тестирование
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
Итого
Количество
часов
В процессе обучения
14
19
16
18
1
68
Знания о физической культуре
Гимнастика
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Итоговое тестирование
7 класс
№
Название разделов, тем
1
2
3
4
5
6
Знания о физической культуре
Гимнастика
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Количествочасов
В процессе обучения
14
19
16
18
Итоговое тестирование
1
68
Итого
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
Итого
Знания о физической культуре
Гимнастика
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Итоговое тестирование
Количество
часов
В процессе обучения
14
19
16
18
1
68
9
9 класс
№
1
2
3
4
5
6
Итого
Знания о физической культуре
Гимнастика
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Итоговое тестирование
Количество
часов
В процессе обучения
14
19
16
18
1
68
10