Биология 7-9

Приложение 6
к адаптированной основной
общеобразовательной
программе образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”, утвержденной
приказом директора МБОУ Личадеевской СШ от
31.08.2023 № 250/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
для 7-9 КЛАССОВ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета
 осознание себя как гражданина России;
 сформированность чувства гордости за свою Родину;
 сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 сформированность этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета Минимальный
уровень представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,
организма человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание иразличение
изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; знание общих
признаков изученных групп растений и животных, правилповедения в природе, техники
безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных
программой; описание особенностей состояниясвоего организма; знание
названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях(уход за
растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной
помощи).
Достаточный уровень
 представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
 осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у человека;
 установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции); знание признаков сходства и различия между группами растений и
животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные
объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

 знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в
организме человека; знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего
состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа
крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); знание
правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной)
помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах,
порезах, кровотечении, ожогах); владение
сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
ситуациях.
2. Содержание учебного предмета.
7 класс
Растения, грибы и бактерии
Введение
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений вприроде.
Растения. Общее знакомство с цветковыми растениями
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью):цветок,
стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик,колос,
корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян.
Плоды. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия,
необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семянв почву.
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).
Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и
корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и
сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на
свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Значение листьев
в жизни растения. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы.
Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни
растения.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного
организма со средой обитания).
Практические работы.
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).
4. Строение семени с одной семядолей (пшеница).
5.Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
1. Условия, необходимые для прорастания семян.
2. Испарение воды листьями.
3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение
углекислого газа в темноте).
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
5. Образование крахмала в листьях на свету.
Многообразие растительного мира
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяноймох и
образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение
сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Цветковые растения. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление
цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия
(строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные покрытосеменные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневаясистема,
стебель,
лист, соцветие).
Выращивание:
посев, уход, уборка.
Использование
в
народном
хозяйстве.
Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика
(цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание:
посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно- декоративные растения открытого и
закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
1. Перевалка и пересадка комнатных растений.
2. Строение луковицы.
Двудольные покрытосеменные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох. Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Биологические
особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины,земляники. Созревание
плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка
— двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих
растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Практические работы:
1. Строение клубня картофеля.
2. Выращивание рассады.
Уход за комнатными растениями. Перевалка комнатных растений. Пересадка комнатных
растений. Осенние работы на пришкольном участке. Весенние работы на пришкольном участке.
Практические работы:
1. Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
2. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
3. Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия «Весенние работы в саду».
Бактерии Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы
Строение
шляпочного
гриба: плодовое
тело, грибница. Грибы
съедобные
и
ядовитые,
их распознавание. Правила сбора и обработки
съедобных грибов.
8 класс Животные
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.
Позвоночные и беспозвоночные животные.
Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народномхозяйстве.
Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннегоскелета).

Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви - паразиты человека (глисты). Аскариды - возбудители глистных
заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба сглистными
заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых.
Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха.
Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и переносболезнетворных
бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее
строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь.
Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение медаот пчел и
шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящихсельскохозяйственным
растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские
рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система,
органы чувств. Размножение рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде). Лягушка. Место
обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и
отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и
образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание посуше).
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению,
образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и
внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся ввоздухе
(ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие
птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле
жилья
людей
(голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана
птиц. Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят.
Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах.
Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца,фильмов о
птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие
признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров тела (шерсть), части тела, органы
чувств. Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних
конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы.
Значение. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения,
выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные
особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов
в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты
сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и
кроликов. Значение зайцев и их охрана. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в
народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и
отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между
некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение
пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за
ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих.
Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских
зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина.
Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этихживотных и их охрана.
Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенностивнешнего
вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.
Непарнокопытные животные. Лошади, ослы, зебры. Особенности строения передвижения,питания.
Сравнение с парнокопытными.
Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.Внешний
вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за
коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в
народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермахи летнее — на
пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и
пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиямжизни.
Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям
жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного
покрова.Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.
Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного
покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы
и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Повторение
Обобщение знаний по изучению животных: общие признаки изученных групп животных, признаки
сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких
и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской
аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая
работа на любой животноводческой
ферме, расположенной
вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

9 класс ЧЕЛОВЕК
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе.
Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных
наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей
человека. Органы
и
системы
органов
(опорно-двигательная
пищеварительная,
кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опорно-двигательная система
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения
костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах
суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития
плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и
динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его
строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых
заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на
сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических
упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких
и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние
никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Питание
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы
пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных
веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых
отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Мочевыделительная система
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и ихрасположение в
организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кожа человека
и
ее
значение
как
органазащиты
организма,
осязания,
выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь
притепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена
умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
Сон иего значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение
органаслуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей
глазногояблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в
нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное
обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие
окружающейсреды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

№
1
2
3
4
5
6
7

№
1
2
3
4
5
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

7 класс
Наименование разделов
Введение
Растения. Общее знакомство с цветковыми растениями
Многообразие растительного мира
Однодольные покрытосеменные растения
Двудольные покрытосеменные растения
Бактерии
Грибы
Всего:

Кол-во часов
3
22
5
8
26
3
3
68

Всего:

Кол-во часов
2
10
44
10
4
68

Всего:

Кол-во часов
2
2
13
11
5
12
2
5
7
5
6
68

8 класс
Наименование разделов

Введение
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные
Сельскохозяйственные млекопитающие
Повторение

9класс
Наименование разделов

Введение
Общий обзор организма человека
Опорно-двигательная система
Кровь и кровообращение
Дыхание
Питание
Мочевыделительная система
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья человека в Российской Федерации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».