Мир природы и человека 1-4

Приложение 5
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской СШ
от 31.08.2023 г. №251/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мир природы и человека»
для 1-4 КЛАССОВ

Личадеево 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана в соответствии
с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) МБОУ Личадеевской
СШ
- Учебным планом Личадеевской СШ
Цели и задачи курса
Цель: формирование
первоначальных знаний
о живой и
неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природыи человека.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим
предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире и
мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;
-корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, аналитикосинтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения способности видеть,
сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать
причинно- следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и
активизировать его;
-систематизировать знания и представления, способствующие повышению интеллектуальной
активности учащихся лучшему усвоению учебного мате-риала по другим учебным
дисциплинам;
-способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно –
нравственных ценностей;
-обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в
природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
-уточнять, расширять и активизировать лексический запас, развивать устную монологическую
речь;
-привлекать учащихся к участию в беседе;
-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы,
дополнять высказывания товарищей;
-описывать под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за
ними и беседы;
-составлять под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и
животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;
-использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных
отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых
школьников обусловлена трудностями овладения ими устной речи.
Общая характеристика учебного предмета
В программе курса «Мир природы и человека» выделяются разделы:
«Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении устной речи играет целенаправленная работа по развитию у
младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных базовых учебных действий необходимо формировать внутреннюю
позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентировать учащихся
на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои
действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать представления
о предметах и явлениях окружающей действительности.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и
сверстниками.
Изучение предмета «Мир природы и человека» в школе помогает решать коррекционноразвивающие задачи по развитию психических процессов. В результате изучения курса у
учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении
другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно
окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне
поля их чувствительного опыта.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится по 2 часа в неделю,
курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 1час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится 1час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отводится 1час в неделю, курс
рассчитан на34 часа(34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В программе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания,
иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и
навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного
процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в
организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
Предметные результаты
1 класс
Минимальный уровень:
-правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
-различать объекты живой и неживой природы;
-выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
-называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
-называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.

Достаточный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях
-выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы
-классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам
-замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о нихуметь по своим
наблюдениям делать выводы и приводить примеры
2 класс
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления природы;
- различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать домашних и диких животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления природы;
- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как
используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- различать элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и
неживой природы.
3 класс
Минимальный уровень:
- относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
- знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
- знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
- знать правила гигиены органов чувств;
- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с
детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
4 класс
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;(с направляющей помощью учителя);

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации;
-правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и
дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых
в быту;
- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни,
определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой
природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих
его; особенности жизни растений, животных, человека;
Достаточный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;
- называть и показывать органы человека, объяснять их назначение;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания
рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с
детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы
правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании
человеком;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их
значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни
растений, животных человека в разное время года.
Содержание учебного предмета
1 класс
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживойприроды. Небо днем и ночью: солнце,
облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро,день, вечер, ночь,
их признаки.

Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного теплаи света в жизни растений, животных,
человека; о влияниисолнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь
замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце веснойи осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в
разное время года:холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег,снегопад, таяние
снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погодавчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад,увядание трав, зимний покой деревьев,
набухание почек,появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен,
мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,
цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности:рост, цветение, образование плодов и
семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения
жарких стран,растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные,
птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении дикихживотных к разным условиям жизни:
животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятиео месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо –
орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
2 класс
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца.
Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание
водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб,
сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей,
скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода
горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха,
воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными
растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания.
Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в
питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид,
питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия
для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их
повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда
обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных
лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман,
небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный
— тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация,
орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные:
клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные
представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад,
восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия).
Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за
домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц —
кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка,
дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
4 класс
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление,
полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты,
которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые,
а какие нет.

Сезонные изменения (времена года)
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы
деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета.
Познакомить с месяцами времен года, изменениями в «жизни» растений. Животных.
Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать
о занятиях людей в разные времена года. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на
изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года.
Чередование времен года. Закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав),
иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Живая природа
Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3
наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула,
зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения
поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни
человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка.
Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы.
Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за
ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и
гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды,
воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк.
Заповедник.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой.
Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на
улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному
переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей.
Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение тестовых
заданий.

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Живая природа
Растения
Животные
Человек. Безопасное поведение
Всего

Кол-во
часов
8
18
40
11
11
18
66

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов и тем
Сезонные изменения в природе
Растения и животные в разное время года
Труд человека в разное время года
Неживая природа
Живая природа
Растения
Животные
Человек
Всего

Кол-во
часов
9
5
4
5
20
5
6
9
34

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов и тем
Сезонные изменения в природе
Времена года. Осень
Зима
Весна
Лето
Неживая природа
Живая природа
Растения
Животные
Человек
Всего

Кол-во
часов
12
3
3
3
3
6
16
5
7
4
34

4 класс
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем
Сезонные изменения в природе.
Неживая природа.
Живая природа. Растения.

Кол-во
часов
9
4
6

4
5
6
7
8

Живая природа. Животные.
Живая природа. Насекомые
Живая природа. Человек.
Безопасное поведение.
Всего

6
2
4
3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».