Приложение 1
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской СШ
от 31.08.2023 г. №251/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ЧТЕНИЕ»
для 1-4 КЛАССОВ
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана на основе,
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
"Закона «Об образовании», Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания
личности
гражданина
России,
Адаптированной
основной
образовательной программой начального общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
В начальных классах закладываются основы функциональной грамотности,
идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и
письму, говорению и слушанию, поэтому литературное чтение наряду с русским
языком – один из основных предметов в системе подготовки младших
школьников.
Цель уроков
чтения – формирование читательской компетенции младшего
школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования
грамотного читателя.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста –
правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса
к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и
независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие
устной
и
письменной
речи,
овладение
речевой
и
коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе, как искусству слова, к пониманию того,
что делает литературу художественной, через введение элементов анализа
текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными
понятиями.
2.
Общая
характеристика учебного предмета «Чтение»
Основные задачи реализации учебного предмета «Чтение»:
- сознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций;
-формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных
по содержанию и возрасту литературных текстов;
-формирование
коммуникативных
навыков
в
процессе
чтения литературных произведений.
Содержанию уроков по чтению представлено следующими разделами:
«Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»;
«Жанровое
разнообразие»;
«Навык
чтения»;
«Работа
над
текстами»;
«Внеклассное чтение».
Обучение
чтению
включает
в
себя
период
обучения
грамоте
и
систематический курс чтения. Значимость такого подхода обусловлено
следующим:
•
закрепление навыков плавного послогового чтения ранее
усвоенных слоговых структур, в частности со стечением двух
согласных и с разделительными ь и ъ;
•
закрепление навыка плавного чтения слов с удвоенными
слогами;
•
совершенствования звуко- слогового анализа слов;
•
развития
четкости
основ выразительности речи.
произношения
и
усвоения
На уроках
правильной
чтения ведущей является технология формирования типа
читательской
деятельности,
обеспечивающая
формирование
читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа:
1
этап. Работа с текстом до чтения.
2
этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
3. Описание места учебного предмета «Чтение» в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» рассчитан на 507 ч. В 1 классе на изучение
чтения отводится 99 ч (3Ч В неделю), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34
учебные недели в каждом классе).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Чтение»
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)
компетенциями,
ориентированных
задач
и
необходимыми
обеспечивающими
для
решения
становление
практикосоциальных
отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к
обучению и познанию.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение
социально-бытовыми
повседневной жизни;
умениями,
используемыми
в
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие
этических
эмоциональнонравственной
чувств,
отзывчивости,
доброжелательности
понимания
и
и
сопереживания
чувствам других людей;
12)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13)
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи;
2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение выражать
отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков
с учетом принятых в обществе норм и правил;
3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах,
принятых в нем;
4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
5.
Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества (пословица, скороговорка, загадка,потешка, закличка, песня, сказка,
былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей
о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных
праздниках,
о
нравственных
и
этических
нормах
поведения.
Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о
культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной
природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о
жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое
разнообразие:
сказки,
рассказы,
стихотворения,
басни,
пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на
чтение целыми словами
вслух
и «про себя». Формирование
умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения
(соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса,
чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на
части, составление простейшего плана и определение основной мысли
произведения под руководством учителя. Составление картинного плана.
Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.
Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
1 класс
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:
определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»),
направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди
спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по
его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки
музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет
волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори
все
слова,
которые
сказали»).
Фиксация
слова
условнографическим
изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными
предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих
предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условнографической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок
повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого
слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения
условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их
условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с
последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На
полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным
выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля,
Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение»
слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и
т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько
Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три).
Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений,
чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с]
— [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях,
чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при
акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука
условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на
натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый,
зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание
ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок
изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с
учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок
буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их
последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных
фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений
знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.).
Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху —
внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических
фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения
последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в
сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание
из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной
характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки:
сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в
кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из
пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных
текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку,
карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в
альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых
линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном,
проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в
зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура
при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и
письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка —
заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка
с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание буквА, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по
трафарету, по образцу.
Букварный период (чтение)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение
правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах,
выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова,
начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя
(«Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.).
Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения
звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды.
Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а),
закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных(ма, му, ха, хи) слогов.
Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма —
на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и
др.)
с
последующим их
повторением
целым
словом.
Соотнесение
прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога:
мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение
предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса
учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш,
Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение
звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его:
гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой
на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с
буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з],
[х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с
мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.);
а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых
двубуквенных
слогов
с
твердыми
и
мягкими
согласными,
трехчетырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых
структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое
проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и
много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с
иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой.
Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением
прочитанного («Какое предложение ты прочитал?Повтори»). Имитация
интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы.
Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к
картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса
учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч,
Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое
различение
обозначение их в схеме.
гласных
и
согласных
звуков,
правильное
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и
мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц],
[ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее
слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в
начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3
слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с
имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания:
«Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов,
предложений,
текста
с
иллюстративным
материалом;
выбор
нужной
иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов,
предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
2 класс
Правильность чтения
Чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением
согласных, с разделительными ь и ъ. Чтение простых по структуре слов без
искажения их звукового состава и правильной постановки ударения. Беглость
чтения
Чтение слов по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целыми
словами простых по структуре слов, состоящих из 2-3 слогов.
Осознанность чтения
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Выборочное
чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и
предложений с иллюстративным материалом. Установление с помощью учителя
несложных смысловых связей между событиями, поступками героев, описанных
в произведениях. Установление несложных по содержанию произведениях
основной мысли с помощью учителя. Коллективная работа по толкованию идеи
произведения, прямо сформулированной в тексте
или представленной в
учебюнике.
Выразительное чтение
Знакомство с доступными детскими книгами. Чтение детских книг учителем
с обязательным рассматриваем иллюстраций. Запоминание и название автора и
заглавия книги, прочитанной учителем; умение рассказать о ком или о чем
говориться в книге.
Работа с текстом
Пересказ прочитанного произведения с опорой на вопросы учителя или
вопросы, представленные в учебнике. Пересказ прочитанного произведения с
опорой на картинный план или одну сюжетную картинку и вопросы учителя.
Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию к тексту. Соотнесение названия
и содержания произведения. Объяснение значения непонятных слов с опорой на
наглядный материал и вопросы учителя. Элементарная оценка поступков героев
с опорой на вопросы или иллюстрации. Разучивание небольших по объему
стихотворений.
Внеклассное чтение
Знакомство с доступными детскими книгами. Чтение детских книг учителем
с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание и называние
автора и названия книги, прочитанной учителем, умение рассказывать о ком или
о чем говорится в книге.
Осень пришла – в школу пора.
Кончилось лето. Первый урок. Я. Аким. Грибной лес. Б. Заходер. Птичья
школа.Осенние подарки. По Н. Сладкову. М. Ивенсен. Падают, падают листья.
Зачем дети ходят в школу. По В. Голявкину. Серый вечер. По А. Тумбасову.
Обобщение по разделу «Осень пришла –в школу пора».
Почитаем - поиграем.
Одна буква. По А. Шибаеву. Дразнилка. По С. Иванову. Дж. Ривз. Шумный
Ба-Бах. Загадки. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.
Внеклассное чтение «Почитаем – поиграем».
В гостях у сказки.
Лиса и волк. Русская народная сказка. Лиса и козёл. Русская народная сказка.
Волк и баран. Литовская сказка. Сказка о том, как зайцы испугали серого волка.
По С. Прокофьевой. Рак и ворона. Литовская сказка. Благодарный медведь.
Мордовская сказка. Как белка и заяц друг друга не узнали. Якутская сказка.
Волк и ягненок. Армянская сказка. Обобщение к разделу «В гостях у сказки».
Животные рядом с нами.
Умная собака. Индийская сказка.Я домой пришла. По Э. Шиму.Кролики. По
Е. Чарушину. В. Лифшиц. Баран. Храбрый утенок. По Б. Житкову. М.
Бородицкая. Котенок. Три котенка по В. Сутееву. Упрямые козлята. В. Лифшиц.
Пес. Внеклассное чтение «Животные рядом с нами».
Ой – ты, зимушка - зима.
Я. Аким. Первый снег. Снежный колобок. По Н. Калининой.Снеговик –
новосел. По С. Вангели.Воробышкин домик. По Е. Шведеру. Г. Галина. Зимние
картинки. Ш. Галиев. Купили снег. Буратиний нос. По Г. Юдину. Про елки. По В.
Сутееву. Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину. Ромашки в январе. По М.
Пляцковскому.Мороз и Заяц. Русская народная сказка. Вьюга. Литовская
народная сказка. На лесной полянке. По Г.
Скребицкому.Обобщение по разделу «Ой ты, Зимушка-зима».
Что такое хорошо и что такое плохо.
Коля заболел. По А. Митту. Д. Летнева. Подружки рассорились. Вязальщик.
По В. Голявкину. Г. Ладонщиков. Самокат. Скамейка, прыгуныгвоздики и Алик.
По Э. Киселевой. Торопливый ножик. По Е. Пермяку.
Вьюга. По В. Сухомлинскому. Трус. По И. Бутмину. Как я под партой сидел.
По В. Голявкину. Мед в кармане. По В. Витка. Канавка. По В. Донниковой.
Назло солнцу. Узбекская сказка. А. Барто. Мостки. Песенка обо всем. По М.
Дружининой. Л. Квитко. Лемеле хозяйничает. Неряха.По И. Туричину.
Внеклассное чтение «Что такое хорошо и что такое плохо».
Весна идет.
Я. Аким. Март. Невидимка. По Ю. Ковалю. В. Берестов. Праздник мам.
Подарок к празднику. По В. Драгунского. Снег и заяц. Бурятская сказка.
Лягушонок. По М. Пришвину. Г. Ладонщиков. Весна. Барсук. По Е.
Чарушину. С. Маршак. Весенняя песенка. На краю леса. По И. СоколовуМикитову. Подходящая вещь. По В. Голявкину. М. Пляцковский. Деньки стоят
погожие. Ручей и камень. По С. Козлову. Как птицы лису проучили.
Русская народная сказка. Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.С. Косенко.
Почему скворец веселый? Э. Шим. Храбрый птенец. Кому пригодилась старая
Митина шапка. По М. Быкову. Обобщение к разделу «Весна идет».
Чудесное рядом.
Лосенок. Г. Цыферов. Удивление первое.Осьминожек. По Г. Снегиреву.
Друзья. По С. Козлову. Необыкновенная весна. По С. Козлову. Кот Иваныч. По
Г. Скребицкому. Золотой луг. По М. Пришвину.Неродной сын. По В. Бианки. Ю.
Кушак. Подарок.Небесный слон. По В. Бианки.
Внеклассное чтение «Чудесное рядом».
Лето красное.
Светляки. По И. Соколову-Микитову. Петушок и солнышко. По Г.
Цыферову. И. Гамазкова. Прошлым летом. С.Махотин. Поход. Раки. По Е.
Пермяку. В. Викторов. В гости к лету. Обобщение к разделу «Лето красное».
3 класс
Правильность чтения. Чтение простых слов без искажения их звукового
состава
с
правильной
постановкой
ударения. Чтение
многосложных слов и чтение слов со стечением гласных без искажения их
звукового состава и правильной постановки ударения после предварительной
обработки.
Беглость чтения. Переход к чтению целыми словами. Послоговое чтение
слов
трудных по семантике и
обработки. Переход
слоговой структуре после предварительной
от орфографического к орфоэпическому чтению
односложных и двухсложных слов.
Чтение текстов молча
с выполнением
заданий учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.
Осознанность чтения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста. Выборочное чтение для ответа на вопросы учителя. Выявление основной
мысли прочитанного
текста в процессе
коллективной работы. Толкование
смысла пословиц с опорой на прочитанное
произведение или личных опыт. Сравнение произведений , одинаковых по
теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя.
Выразительность
чтения.
Чтениес
интонацией
и
паузами,
соответствующими знаками препинания в предложении. Чтение с интонацией,
соответствующей характеру героя,
после предварительной подготовки.
Предварительное чтение стихотворений наизусть, с опорой на образец чтения,
показанной учителем.
Объяснение значения слов с опорой на
наглядный материал после
предварительного разбора. Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение
за
разъяснениями
к
учителю
или
одноклассникам.
Установление
последовательности поступков или событий, описанных в произведении.
Сравнение поведения в схожих ситуациях персонажей разных произведений.
Элементарная оценка поступков героев и их характеров. Обмен впечатлениями,
элементарными суждениями по содержанию прочитанного по опорным словам
и иллюстрациям.
Ориентировка в книге по оглавлению
Внеклассное чтение. Выбор из классной или школьной библиотеки книг,
связанных с произведениями, читаемыми на уроке, самостоятельное их
прочтение. Называние автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги.
Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и названию
Прогнозирование содержания книги по ее основным элементам. Знакомство с
расстановкой книг в библиотеке по темам или авторам.
Здравствуй, школа.
«Сентябрь». С. Садовский. «Веселая улица». По Воскобойникову. Первое
сентября. В. Берестов. Завтра в школу. По В. Драгунскому. Пятерки. По Шиму.
Кто лучшим будет. В. Бирюков. Обида. По Хомченко,
Наша учительница
Аксенова. Школьные загадки.
Осень наступила
Осень. О. Высоцкая . Последний лист. По Ковалю. Осень обсыпает весь наш
бедный сад…Сентябрь на дворе.По Н. Сладкову. Воробей. В. Степанов. Лето
на веревочке. По А. Баркову. Улетают, улетели. Е. Благинина. За кормом для
птиц. По Л. Воронковой. В октябре. Г. Ладонщиков. Страшный невидимка. По
Н. Сладкову. Осень наступила…А. Плещеев. Сказка об осеннем ветре. По Н.
Абрамцевой. Доскажи словечко.
(Осенние загадки).
Учимся трудиться.
Все для всех.Ю. Тувим, Работа. По Габе,
Мои помощники. В. Орлов,
Бабушка и внучка. По А. Потаповой. Повара. Б. Заходер. Сюрприз. По М.
Дружининой. Маргаритка. В. Высоцкая. Пуговица. По В. Хомченко Портниха. Г.
Ладонщиков. Пуговица. В. Осееева. Как
я помогал маме мыть пол. По В,
Голявкину. Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину. Чем пахнут ремесла.
Дж. Родари.
Ребятам о зверятах.
Лисята. По Е. Чарушину. Заяц. Е. Тараховская. Еж. По М. Пришвину.
Материнская забота. По А. Баркову. Белек. По Г. Снегиреву. Пин и Гвин. В
Приходько. Галка. По Хидкову. Куриный воспитанник. По В. Гаранжину.
Добрый волк. По М. Тарловскому. Живая шляпа. По Н. Носову. Котята. По
Н. Павловой. Кошкин щенок. В. Берестов. Сердитый дог Буль. По М.
Пляцковскому.
Чудный мир сказок
Лиса и журавль. Русская народная сказка. Храбрый баран. Русская народная
сказка. Лиса и тетерев. Русская народная сказка. Овечка и волк. Украинская
народная сказка. Медведь и пчелы. Башкирская народная сказка. Тигр и лиса.
Таджикская народная сказка. Лиса и куропатка. Французская народная сказка.
Куцый хвост. Абхазская народная сказка. Глупый котенок.
Удмуртская народная сказка.
Зимушка - зима.
Ой ты, зимушка- зима! Русская народная песенка. Декабрь. М. Садовский.
Как елку наряжали. По Л. Воронковой. В новогоднюю ночь. С. Попов. Дед
Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву. Такой вот герой. По А.
Потаповой. Зима. С. Есенин. Подарок. С. Суворов. У Ники новые лыжи. По В.
Голявкину. С прогулки. И. Шевчук. Неудачная находка. По М. Быковой. Детство.
И. Суриков. Что за зверь? По Е. Чарушину. Не скучать- все спят! По Э. Шиму.
Зайка. В. Степанов. Еловая каша. По. Н. Сладкову. Снежок. З. Александрова.
Коллективная печка. По С. Баруздину. Доскажи словечко (Зимние загадки). В.
Аникин. Н. Майданник.
Так нельзя, а так можно.
Снегирь и синичка. По А. Агафаровой. Птица- синица. По В. Хомченко.
Дельный совет. Г. Ладонщиков. Косточка. По Л. Толстому. Праздничный стол.
По С. Георгиеву. За игрой В. Берестов. Бревно. С. Баруздин. Как Артемка котика
спас. А. Седугин. Подвиг. По В. Осеевой.
Лесные доктора. По В. Бирюкову.
Весна в окно стучится.
Зима недаром злится… Ф. Тютчев. Весенняя песня. По В. Бирюкову.
Весенняя песня». По В Бирюкову. Веснянка. Украинская народная песня.
Сосулька. По Э. Шиму. Выгляни, Солнышко… Русская народная сказка. Мамин
портрет. С. Вербова. Разноцветный подарок. П. Синявкий. Тихо- тихо,Седугин.
Г. Ладонщиков «Помощники весны». Ледоход. Сербова. Медведь проснулся. Г.
Ладонщиков. Заяц на дереве. По В. Бианки. Наши гости. С. Погорельский.
Скворушка. По Скребицкому.
Пчелки на разведках. По К. Ушинскому.
Тюльпаны. По А. Баркову. Доскажи словечко. Веселые загадки.
Веселые истории.
Перепутаница. Р. Фархади. Эхо. По
Г. Остеру. Кто кем становится.
Волшебный барабан. А. Усачев.А. Шибаев. Шишки. М. Пляцковский.
Портрет. По Степанову Булочная песенка. М. Бородицкая.
Родина любимая.
Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков. Наше Отечество. По К. Ушинскому.
Флаг России. П о Т. Кудрявцевой. Главный город страны. М. Ильин. Песня. В.
Степанов. День Победы. А. Усачев. Страшный клад.По С.
Баруздину. Тульские пряники. По С. Алексееву.
Здравствуй, лето!
Что такое лето? А. Усачев. Что рассказала бы мама? Земляника. М.
Дружинин. Куда исчез гриб? В. Хомченко. Еж- спасатель. По В. Бианки.
Жарко. Р. Фархади. Верное время . По Э. Шиму. Доскажи словечко. Е.
Соловьева.
4 класс.
Правильность чтения. Чтение без искажения звуко- слогового состава с
правильной постановкой ударения. Орфоэпическое
чтение двухсложных
и
трехсложных слов с удвоенными слоговыми структурами. Орфографическое
чтение малознакомых слов, сложных по звуко- слоговой структуре.
Беглость чтения.
Чтение целыми словами после предварительной
подготовки. Чтение про себя с выполнением задания учителем.
Осознанность чтения.
Установление причинно- следственных связей
между событиями и поступками
героев. Определение эмоционального
состояния героев и выбор слов и предложений ,характеризующих его картинку и
вопросы учителя. Элементарная оценка поступков героев с опорой на вопросы и
иллюстрацию учителя. Элементарная оценка поступков героев с опорой на
вопросы и иллюстрацию Разучивание небольших по объему стихотворений.
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения
с опорой на материал учебника и иллюстративный материал; обращение за
помощью их толкования к учителю и одноклассникам. Нахождение в тексте
ответов на вопросы учителя или вопросы, заявленные в учебнике. Элементарные
рассуждения на материале
прочитанных произведений.
Определение
эмоционального состояния героев произведения. Коллективное деление текста
на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в
учебнике или отдельных частях текста.
Прогнозирование содержания
прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами
Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словеснологическими планами. Выборочные пересказ с использованием слов
выражений авторского текста.
Восстановление содержания
и
прочитанного
произведения по опорным словам. Составление рассказа по картинке.
Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа.
Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка
в книге по оглавлению.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Называние автора и названия прочитанной книги. Ответы на вопросы
самостоятельно прочитанной книги. Пересказ отдельных эпизодов.
по
Тематическое планирование
1 класс
№
Наименование разделов и тем
1
2
Всего
Добукварный период
Букварный период
Количество часов
28
71
99
2 класс
№
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Осень пришла – в школу пора!
Почитаем – поиграем
В гостях у сказки
Животные рядом с нами
Ой ты, зимушка-зима!
Что такое хорошо и что такое плохо
Весна идет!
Чудесное рядом
Лето красное
Всего
Количество часов
20
10
15
16
17
17
20
13
8
136
3 класс
№
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Здравствуй, школа
Осень наступила
Учимся трудиться
Ребятам о зверятах
Чудный мир сказок
Зимушка- зима
Так нельзя, а так можно
Весна в окно стучится
Веселые истории
Родина любимая
Здравствуй, лето!
Всего
Количество часов
10
13
14
14
10
20
10
19
8
9
9
136
4 класс
№
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего
Школьная жизнь
Время листьям опадать
Делу – время, потехе – час
В мире животных
Жизнь дана на добрые дела
Зима наступила
Веселые истории
В мире волшебной сказки
Родная земля
Лето пришло
Количество часов
12
17
7
13
9
24
20
10
10
11
136