Приложение 1
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской СШ
от 31.08.2023 г. №251/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
для 1-4 КЛАССОВ
1. Пояснительная записка
Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших
классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности,
учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными
нарушениями,
способствует
их
умственному
развитию,
обеспечивает
гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
Программа основана на принципах коммуникативного подхода к развитию речи детей с
интеллектуальными нарушениями.
Основная
цель
предмета:
развитие
речевой
коммуникации
обучающихся,
способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с
окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
1. Расширение представлений об окружающей действительности.
2. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
3. Развитие навыков связной устной речи.
4. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях
общения.
5. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Программа состоит из подразделов: «Аудирование и дикция», «Выразительность речи»,
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал
которых постепенно расширяется и усложняется.
2. Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует
формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта:
развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные контакты.
Содержание раздела «Аудирование и дикция» предполагает развитие у обучающихся
способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков
четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены
упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся
понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов.
Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с
лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения;
тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения,
так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом
различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно
отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и дикция»
реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или
сопровождает задания других разделов. Работа по совершенствованию невербальных
компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность)
речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты»
соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для
работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение
еѐ. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства
выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление
полученных интонационных или мимических умений. Ведущим является раздел «Подготовка
к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках обучающиеся под руководством
учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты
речевого поведения. Раздел «Культура общения» предполагает формирование у обучающих
знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения.
Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.
3. Описание места учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане Предмет
«Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». На
изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Освоение
обучающимися
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы(АООП) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»:
1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой
основе лексической, грамматикосинтаксической сторон речи и связной речи;
3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил
культуры речевого общения.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Речевая практика» :
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
формулировка
просьб
и
желаний
с
использованием
этикетных
слов
и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с
речевыми возможностями; восприятие на слух
сказок и рассказов; ответы на
вопросы
учителя
по
их содержанию с опорой на
иллюстративный
материал;
выразительное произнесение чистоговорок,
коротких стихотворений с опорой на образец
чтения учителя; участие в беседах на темы,
близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию
прослушанных
и/или
просмотренных
радио- и телепередач.
понимание содержания небольших по
объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и
телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с
опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации; активное участие в
диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний;
выполнение
речевых
действий
(приветствия, прощания, извинения и т.
п.),
используя
соответствующие
этикетные слова и выражения; участие в
коллективном составлении рассказа или
сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на
картинный или картинно-символический
план.
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение
носило практический характер. Поэтому, помимо предметных результатов освоения
программы по предмету «Речевая практика» реализуется программа формирования
базовых
учебных
действий,
которая
представлена
основными
составляющими:
познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками
(для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных
компетенций).
Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем
этапе обучения (IX класс).
С
учетом
возрастных
особенностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия определяются на I и II этапах
обучения.
I этап: 1-4 классы
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
На период окончания первого этапа обучения у младших школьников могут быть
сформированы следующие личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к орга- низации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
договоренностей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать
и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать;
выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами
и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и
других носителях).
5. Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций
учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение
речи
и
изображения
(выбор
картинки,
соответствующей
слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание
небольших
литературных
произведений
в
изложении
педагога
и
с
аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте»,
«до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость
дублирования
этикетных
формул,
использованных
невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и
их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства:
улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …,
пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за
поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на
выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и
речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках
лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках
могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во
дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация,
уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование
вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме
ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета
игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или
несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
1 класс
№
Наименование разделов
Кол-во часов
1.
Давайте познакомимся!
4
2.
Знакомство во дворе
4
3.
«Теремок»
3
4.
Знакомство в гостях
4
5.
«Репка»
3
6.
Покупка школьных принадлежностей
4
7.
В магазине игрушек.
3
8.
Готовимся к празднику.
3
9.
Новогодние чудеса
3
10.
Зимняя прогулка.
2
11.
«Надо, надо умываться…»
3
12.
Помощники.
4
13.
«Петушок и бобовое зернышко»
4
14.
«Петушок и бобовое зернышко»
4
15.
Весенние праздники
4
16.
«Заячья избушка»
4
17.
«Спокойной ночи!»
4
18.
«Доброе утро!»
4
19.
День Победы
3
20.
Итоговое обобщение
1
Всего
66
2 класс
№
Наименование разделов
Кол- во часов
1.
Добро пожаловать!
4
2.
Истории о лете
4
3.
Три поросенка
4
4.
Расскажи мне о школе
4
5.
Вспоминаем любимые сказки
3
6.
«Алло! Алло!»
4
7.
С днем рождения!
4
8.
Новогодний сказка
4
9.
Новогодний карнавал
4
10.
Дежурство
4
11.
У меня есть щенок
4
12.
Пошли в столовую
4
13.
Я поздравляю тебя!
4
14.
Красная шапочка
4
15.
Вспоминаем любимые сказки
5
16.
Поклонимся памяти Героев
4
17.
Скоро лето!
4
Всего
68
3 класс
№
Наименование разделов
Кол- во часов
1.
Школьная жизнь: «Снова в школу!»
4
2.
Я и мои товарищи: «Мы собрались поиграть»
4
3.
Школьная жизнь: «В библиотеке»
4
4.
Я за порогом дома: «На приѐме у врача»
4
5.
Играем в сказку: «Сказки про Машу»
4
6.
Я за порогом дома: «Отправляюсь в магазин»
4
7.
Я дома: «Новогодние поздравления»
4
8.
Я за порогом дома:«Я- зритель»
5
9.
Мир природы: «Какая сегодня погода?»
4
10.
Я и мои товарищи: «Веселый праздник»
4
11.
Я и мои товарищи: «Готовим поздравления и подарок к
4
празднику»
12.
Играем в сказку: «Снегурочка»
7
13.
Играем в сказку: «Лисичка со скалочкой»
4
14.
Мир природы: «Учимся понимать животных»
4
15.
Я и мои товарищи: «Поздравляем с Днѐм Победы!»
4
16.
Это я: «Узнай меня!»
3
Всего
68
4 класс
№
Наименование разделов
Кол- во часов
1.
Делимся новостями
4
2.
Я выбираю книгу
4
3.
«Подскажите, пожалуйста...»
4
4.
Я — пассажир
3
5.
«Петушок — Золотой гребешок»
4
6.
Сочиняем сказку
2
7.
У телевизора
4
8.
«Лисичка сестричка»
4
9.
Новогодние истории
4
10.
Знаки-помощники
5
11.
В гостях у леса
4
12.
Задушевный разговор
4
13.
Приглашение
4
14.
Поздравляю!
4
15.
Жду письма!
3
16.
«Извините меня...»
4
17.
Поздравительная открытка
4
18.
«Во саду ли в огороде»
4
Всего
68