Приложение
к основной образовательной программе среднего
общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения “Личадеевская
средняя школа”, утвержденной приказом директора
МБОУ Личадеевской СШ
№ 250/1 от «31» августа 2023 г.
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«О спорт-ты мир!»
для 6 класса
Личадеево,2023
1.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме.
Личностные результаты обучения:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой
оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в
соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического
развития и физической подготовленности.
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия
в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
умение предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической
культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
обладать красивой (правильной) осанкой, умение ее длительно сохранять при
разнообразных формах движения и пере движений;
обладать хорошим телосложением, желанием поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач
и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа
жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся,
независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости
от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в
рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни
учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области нравственной культуры:
•
•
•
•
•
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий
и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,
активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций
укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по
разделам: основы знаний, оздоровительная и корригирующая гимнастика, легкая атлетика
(легкоатлетические упражнения), спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные
игры, гимнастика.
ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба,
бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения
человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и
развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных
физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение
частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Раздел1: «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии
с основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.
Раздел 2: Общая физическая подготовка
- «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» ориентирован на укрепление здоровья
обучающихся. Данный раздел включает:
упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее
укрепляющее воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечносуставного чувства правильной осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении,
в положении лежа на спине и на животе, с гимнастической палкой и др.);
упражнения для повышения функциональных возможностей органов
дыхания,положительно влияющие на все функциональные системы организма (с
произношением гласных и согласных звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение
вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной, смешанный тип дыхания; правильное
дыхание; дыхание при различных движениях);
общеразвивающие упражнения; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса,
туловища, ног и плечевого пояса;
упражнения для повышения функциональных возможностей сердечнососудистой
системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в
положении лежа, сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).
Раздел 3: Специальная физическая подготовка (СФП)
- «Легкая атлетика» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые упражнения,
упражнения в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и дозированный
бег являются наиболее оптимальными средствами для развития и совершенствования
сердечнососудистой и дыхательной систем, повышения функциональных возможностей
организма, развития выносливости. Прыжковые упражнения имеют большое значение для
развития ловкости, прыгучести, координации движений, укрепляют нервную систему.
Упражнения в метании развивают скоростно-силовые качества верхних конечностей,
координацию движений, ловкость, оказывают положительное влияние на органы зрения.
Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и специальной
выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге. Исключены
прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при нарушениях
осанки, заболеваниях сердечнососудистой системы и органов зрения.
- «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы
акробатики и танцевальные движения; упражнения в лазанье и перелезании. Благодаря
возможности довольно точного регулирования нагрузки, общего и локального воздействия на
организм, гимнастические упражнения имеют корригирующее и лечебное значение.
Ограничены упражнения в равновесии, висах и упорах. Исключены: лазанье по канату,
опорные прыжки, стойки на голове и руках, кувырки вперед и назад, так как они
противопоказаны при дефектах осанки, заболеваниях сердечнососудистой системы и органов
зрения.
Раздел 4. Двухсторонние игры:
- «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых подвижных и
спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и
баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются
для воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции,
способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие
физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение обучающимися
теоретических знаний.
Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и
обеспечивает физическую подготовку, необходимую при переводе обучающихся в
подготовительную и основную медицинские группы для дальнейшего физического
совершенствования.
Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и
последующего этапов, поэтому используется не столько предметный способ прохождения
материала (поочередно по видам), сколько комплексный, предусматривающий применение
одновременно средств 2-3 видов физической подготовки.
Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и
непрерывность развития у обучающихся основных физических качеств, повышения уровня
функциональных возможностей и физической подготовленности. Легкая атлетика. Низкий
старт; медленный бег, бег на скорость, бег 30м, 60м,100м, с преодолением препятствий 30-40
см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами; тройной прыжок с места;
передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и повороте; метание мяча и гранаты на
дальность и в цель; кросс 1,5 – 2 км.
Гимнастика. Опорные прыжки: прыжки в упор присев, прыжок боком; брусья – для девочек:
вис на верхней, размахивание, вис присев на нижней, сед на правом бедре; для мальчиков:
упор, размахивание в упоре, сед ноги врозь, махом назад соскок; бревно – приставной и
переменный шаг, повороты на одной, соскок прогнувшись; акробатика – кувырки вперед и
назад, стойка на лопатках, прыжок вверх прогнувшись; перекладина низкая – вис стоя,
переворот в упор, вис согнувшись, вис прогнувшись, соскок махом назад; переворот боком,
стойка на руках с помощью.
Баскетбол. Стойка; передвижения; остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и
левой рукой; бросок мяча одной рукой с места; двухсторонняя игра.
Волейбол. Стойка игрока; передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; верхняя
подача; прием мяча снизу; двухсторонняя игра, тактические действия в нападении и защите –
индивидуальные, групповые и командные.
Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней и внешней стороной
стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы, передней частью подъема, подошвой; остановка мяча грудью; удары по мячу головой;
обводка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ведение мяча носком и наружной
стороной стопы; передвижения и прыжки; ловля и отбивание мяча вратарем, отбивание,
вбрасывание, выбивание; двухсторонняя игра; тактические приемы в нападении –
индивидуальные, групповые и командные действия.
Основное внимание уделяется обучению элементам техники плавания и конькобежного спорта,
повышению уровня ОФП, развитию координации движений.
Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.
3.Тематическое планирование
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
Итого
Название разделов, тем
Легкая атлетика
Футбол
Волейбол
Гимнастика
Баскетбол
Лыжная подготовка
Количество
часов
5
6
7
7
2
7
34