Страна спорта

Приложение № 6.3
к основной общеобразовательной
программе начального общего образования
МБОУ Личадеевской СШ
Приказ от 31.08.2023 №250/1

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Страна спорта»

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Страна спорта» разработана на
основе требований ФГОС начального общего образования, в
соответствии с ООП НОО и авторской программы В. И. Лях
«Физическая культура»
Цель

программы:

достижение

всестороннего

развития

личности ребенка на основе физического развития и укрепления
здоровья.
Задачи:
Образовательные:
 формирование знаний и представлений о здоровом образе
жизни;
 обучение правилам поведения в процессе коллективных
действий;
 формирование интереса к народному творчеству;
 расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
 развитие познавательного интереса к русским народным
играм, включение их в познавательную деятельность;
 развитие активности, самостоятельности, ответственности;
 развитие статистического и динамического равновесия,
развитие глазомера и чувства расстояния;
 развитие внимательности, как черты характера, свойства
личности.
Воспитательные:
 воспитание чувства коллективизма;

 приобщение к занятиям физической культурой и здоровому
образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
 формирование установки на здоровый образ жизни;


воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Актуальность программы в том, что подвижные игры

являются важнейшим средством развития физической активности
младших школьников, одним из самых любимых и полезных
занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат
физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых
участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть
определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому
разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне
влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших
специальных задач физического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание

курса

«Страна

спорта»

направленно

на

воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и
успешных граждан России, способных к активной самореализации в
общественной

и

профессиональной

деятельности,

умело

использующих ценности физической культуры для укрепления и
длительного

сохранения

собственного

здоровья,

оптимизации

трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Общая характеристика курса
Подвижные игры являются лучшим средством активного
отдыха

после

напряжённой

умственной

работы.

Игровая

деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем
самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в
подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты,
естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и
незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность
целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и
правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая
общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки
для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения,
качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро
изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление
и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает
память, сообразительность и воображение.
Игровая

деятельность

всегда

связана

с

решением

определённых задач, выполнением определённых обязанностей,
преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление
препятствий

укрепляет

силу

воли,

воспитывает

выдержку,

решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав
подвижных

игр,

совершенствование
способностей

оказывает

комплексное

координационных

(способностей

к

реакции,

воздействие

и

на

кондиционных

ориентированию

в

пространстве и во времени, перестроению двигательных действий,
скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива,
массовому охвату детей физическими упражнениями, являются
замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные

игры»

образовательной программы

пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми
на уроках физической культуры.

Программный
сгруппирован

по

материал

по

преимущественному

подвижным
воздействию

играм
их

на

соответствующие двигательные способности и умения. После
освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать
условия

проведения,

число

участников,

инвентарь,

время

проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических
особенностей детей данного возраста.
Целесообразность программа «Страна спорта» в том, что
занятия

способствуют

укреплению

здоровья,

повышению

физической подготовленности и формированию двигательного
опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения
после умственной работы на уроках. Занятия проводятся на улице
(спортивной площадке), в спортивном зале.
Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Разделы
Игры на взаимодействие между
учащимися
Игры, содействующие развитию
двигательных качеств
Игры с элементами легкой
атлетики
Игры с элементами ритмической
гимнастики
Игры с элементами спортивных
игр
Игры с элементами лыжной
подготовки
Игры по выбору детей
Всего часов

1 год

3 год

т
2

п
10

1

10

33

10

т

п

1

8

1

9

1

7

1

6
34

Формы и методы, технологии
Формы занятий. Ведущей формой организации обучения
является групповая.



При

реализации

программы

используются

различные

методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового
материала;


наглядные

–

показ

новых

игр,

демонстрация

иллюстративного материала;


практические – апробирование новых игр: игры на свежем

воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования,
конкурсы. Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на
занятиях двух видов деятельности обучающихся: игровой и учебной.
Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим
материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение
учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает
установлению доверительных отношений между педагогом и
обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.
Различного

вида

совершенствованию

игры

и

деятельности

упражнения
основных

способствуют

физиологических

систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной),
улучшению физического развития, физической подготовленности
детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.
Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у
учащихся младших классов положительных черт характера, создают
благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в
коллективе, взаимопомощи.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных
занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения,
в

ходе

выполнения

препятствий,

которых

стремятся

участники

достигнуть

преодолевают

определенной,

ряд

заранее

поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания

игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и
личность, в то же время, способствуя решению важнейших
специальных задач физического воспитания, например, развитию
скоростно-силовых качеств.
Игровая

деятельность

всегда

связана

с

решением

определенных задач, выполнением определенных обязанностей,
преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление
препятствий

укрепляет

силу

воли,

воспитывает

выдержку,

решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой
подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование
народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно
актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в
процесс физического воспитания активно способствует
гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
изучения программы
Результативность обучения определяется умением играть и
проводить подвижные игры, в том числе и на различных
праздничных мероприятиях:


весёлые старты;



спортивные эстафеты;



фестиваль игр;



праздник «Игромания»;



спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;



«День здоровья».

Отличительной чертой данной программы является ее
практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.
Программа

внеурочной

деятельности

по

спортивно-

оздоровительному направлению «Страна спорта» предназначена для
обучающихся 1, 3 классов. Реализация программы осуществляется
посредством

двигательной

деятельности

с

общеразвивающей

направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются физические
качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая
самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в
спортивном зале

после

всех уроков основного расписания,

продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35
минут.
Для изучения курса «Страна спорта» в 1 классе отводится 33
часа, в 3 классе - 34 часа из расчета 1 час в неделю.
1.

Основное содержание программы
1 год обучения (33 занятия)

Игры на взаимодействие между учащимися - 12 занятий.
Цель:

воспитание

инициативности,

смелости,

самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в
пространстве.
В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно,
уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные
отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Игры на развитие двигательных качеств - 21 занятие.
Цель:

способствовать

усилению

деятельности

костно-

мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через
активные двигательные действия.

Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную
систему.
Двигательные

действия

в

подвижных

играх

очень

разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические;
выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления
ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
Игры по выбору учащихся - 10 занятий.
3 год обучения (102 часа)
(34 часа в год)
Игры с элементами спортивных игр:
1. Легкая атлетика – 27 занятий.
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и
длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега,
метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются
большой вариативностью выполнения и применения в различных
условиях.
2. Ритмическая гимнастика – 30 занятий.
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют
формированию навыка правильной осанки у детей младшего
школьного

возраста.

Музыкально–ритмическая

деятельность

направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных
и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память,
вырабатывается

устойчивость

произвольного

внимания,

совершенствуется творческая активность.
3. Подвижные игры – 25 занятий.
Развитие разнообразных двигательных способностей и
совершенствование умений, развитие творчества, воображения,
внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
4. Лыжная подготовка - 44 занятия.

Игры с элементами корректирующие движения лыжника и
быстроту реакции.
2.

Требования к планируемым результатам программы
«Страна спорта»

Личностными

результатами

программы

внеурочной

деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Страна
спорта» является формирование следующих умений:
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
 ориентация на успех в учебной деятельности и понимание
его причин;
 способность к самооценке на основе критерия успешной
деятельности;
 активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
готовности принять на себя ответственность;
 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и
умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы
стрессоустойчивости;
 освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными
внеурочной

деятельности

по

результатами

программы

спортивно-оздоровительному

направлению «Страна спорта» является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:
 умения

планировать,

регулировать,

контролировать

и

оценивать свои действия;
 планирование общей цели и пути её достижения;
 распределение функций и ролей в совместной деятельности;
 конструктивное разрешение конфликтов;
 осуществление взаимного контроля;
 оценка собственного поведения и поведения партнёра и
внесение необходимых коррективов;
 принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
 учитывать

установленные

правила

в

планировании

и

контроле способа решения;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
 добывать

новые

знания:

находить

дополнительную

информацию по содержанию курса, используя дополнительную
литературу, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую:
предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

 устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
 взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и
кооперация (в командных видах игры);
 адекватно использовать коммуникативные средства для
решения различных коммуникативных задач;
 допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться

и

приходить

к

общему

решению

в

совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе.
Планируемые результаты к концу четвёртого класса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному

направлению

«Страна

спорта»

обучающиеся должны знать:
 основы истории развития подвижных игр в России;
 педагогические, физиологические и психологические основы
обучения двигательным действиям и воспитания физических
качеств;

 возможности формирования индивидуальных черт свойств
личности посредством регулярных занятий;
 индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных
свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической
подготовленности;
 правила личной гигиены, профилактика травматизма и
оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную
учебную деятельность;
 значение

физических

упражнений

для

сохранения

и

укрепления здоровья;
Должны уметь:
 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
 технически правильно осуществлять двигательные действия,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
 проводить самостоятельные занятия по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
 разрабатывать

индивидуальный

двигательный

режим,

подбирать и планировать физические упражнения;
 управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
 соблюдать

правила

безопасности

и

профилактики

травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать
первую помощь при травмах и несчастных случаях;
 пользоваться
оборудованием.

современным

спортивным

инвентарем

и

Оздоровительные результаты программы внеурочной
деятельности.
Первостепенным

результатом

реализации

программы

внеурочной деятельности является физическая подготовленность и
степень совершенства двигательных умений, высокий уровень
развития

жизненных

сил,

нравственное,

эстетическое,

интеллектуальное развитие.
 двигательная подготовленность как важный компонент
здоровья учащихся;
 развитие физических способностей;
 освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
 развитие психических и нравственных качеств;
 повышение социальной и трудовой активности; планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической активности;
 организовывать и проводить со сверстниками подвижные
игры;
 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
 применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных
условиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».