Приложение № 6.3
к основной общеобразовательной
программе начального общего образования
МБОУ Личадеевской СШ
Приказ от 31.08.2023 №250/1
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Страна спорта»
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Страна спорта» разработана на
основе требований ФГОС начального общего образования, в
соответствии с ООП НОО и авторской программы В. И. Лях
«Физическая культура»
Цель
программы:
достижение
всестороннего
развития
личности ребенка на основе физического развития и укрепления
здоровья.
Задачи:
Образовательные:
формирование знаний и представлений о здоровом образе
жизни;
обучение правилам поведения в процессе коллективных
действий;
формирование интереса к народному творчеству;
расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к русским народным
играм, включение их в познавательную деятельность;
развитие активности, самостоятельности, ответственности;
развитие статистического и динамического равновесия,
развитие глазомера и чувства расстояния;
развитие внимательности, как черты характера, свойства
личности.
Воспитательные:
воспитание чувства коллективизма;
приобщение к занятиям физической культурой и здоровому
образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
формирование установки на здоровый образ жизни;
воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Актуальность программы в том, что подвижные игры
являются важнейшим средством развития физической активности
младших школьников, одним из самых любимых и полезных
занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат
физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых
участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть
определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому
разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне
влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших
специальных задач физического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание
курса
«Страна
спорта»
направленно
на
воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и
успешных граждан России, способных к активной самореализации в
общественной
и
профессиональной
деятельности,
умело
использующих ценности физической культуры для укрепления и
длительного
сохранения
собственного
здоровья,
оптимизации
трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Общая характеристика курса
Подвижные игры являются лучшим средством активного
отдыха
после
напряжённой
умственной
работы.
Игровая
деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем
самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в
подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты,
естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и
незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность
целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и
правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая
общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки
для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения,
качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро
изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление
и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает
память, сообразительность и воображение.
Игровая
деятельность
всегда
связана
с
решением
определённых задач, выполнением определённых обязанностей,
преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление
препятствий
укрепляет
силу
воли,
воспитывает
выдержку,
решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав
подвижных
игр,
совершенствование
способностей
оказывает
комплексное
координационных
(способностей
к
реакции,
воздействие
и
на
кондиционных
ориентированию
в
пространстве и во времени, перестроению двигательных действий,
скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива,
массовому охвату детей физическими упражнениями, являются
замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные
игры»
образовательной программы
пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми
на уроках физической культуры.
Программный
сгруппирован
по
материал
по
преимущественному
подвижным
воздействию
играм
их
на
соответствующие двигательные способности и умения. После
освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать
условия
проведения,
число
участников,
инвентарь,
время
проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических
особенностей детей данного возраста.
Целесообразность программа «Страна спорта» в том, что
занятия
способствуют
укреплению
здоровья,
повышению
физической подготовленности и формированию двигательного
опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения
после умственной работы на уроках. Занятия проводятся на улице
(спортивной площадке), в спортивном зале.
Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Разделы
Игры на взаимодействие между
учащимися
Игры, содействующие развитию
двигательных качеств
Игры с элементами легкой
атлетики
Игры с элементами ритмической
гимнастики
Игры с элементами спортивных
игр
Игры с элементами лыжной
подготовки
Игры по выбору детей
Всего часов
1 год
3 год
т
2
п
10
1
10
33
10
т
п
1
8
1
9
1
7
1
6
34
Формы и методы, технологии
Формы занятий. Ведущей формой организации обучения
является групповая.
При
реализации
программы
используются
различные
методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового
материала;
наглядные
–
показ
новых
игр,
демонстрация
иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр: игры на свежем
воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования,
конкурсы. Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на
занятиях двух видов деятельности обучающихся: игровой и учебной.
Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим
материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение
учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает
установлению доверительных отношений между педагогом и
обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.
Различного
вида
совершенствованию
игры
и
деятельности
упражнения
основных
способствуют
физиологических
систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной),
улучшению физического развития, физической подготовленности
детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.
Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у
учащихся младших классов положительных черт характера, создают
благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в
коллективе, взаимопомощи.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных
занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения,
в
ходе
выполнения
препятствий,
которых
стремятся
участники
достигнуть
преодолевают
определенной,
ряд
заранее
поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания
игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и
личность, в то же время, способствуя решению важнейших
специальных задач физического воспитания, например, развитию
скоростно-силовых качеств.
Игровая
деятельность
всегда
связана
с
решением
определенных задач, выполнением определенных обязанностей,
преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление
препятствий
укрепляет
силу
воли,
воспитывает
выдержку,
решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой
подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование
народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно
актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в
процесс физического воспитания активно способствует
гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
изучения программы
Результативность обучения определяется умением играть и
проводить подвижные игры, в том числе и на различных
праздничных мероприятиях:
весёлые старты;
спортивные эстафеты;
фестиваль игр;
праздник «Игромания»;
спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;
«День здоровья».
Отличительной чертой данной программы является ее
практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.
Программа
внеурочной
деятельности
по
спортивно-
оздоровительному направлению «Страна спорта» предназначена для
обучающихся 1, 3 классов. Реализация программы осуществляется
посредством
двигательной
деятельности
с
общеразвивающей
направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются физические
качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая
самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в
спортивном зале
после
всех уроков основного расписания,
продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35
минут.
Для изучения курса «Страна спорта» в 1 классе отводится 33
часа, в 3 классе - 34 часа из расчета 1 час в неделю.
1.
Основное содержание программы
1 год обучения (33 занятия)
Игры на взаимодействие между учащимися - 12 занятий.
Цель:
воспитание
инициативности,
смелости,
самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в
пространстве.
В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно,
уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные
отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Игры на развитие двигательных качеств - 21 занятие.
Цель:
способствовать
усилению
деятельности
костно-
мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через
активные двигательные действия.
Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную
систему.
Двигательные
действия
в
подвижных
играх
очень
разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические;
выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления
ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
Игры по выбору учащихся - 10 занятий.
3 год обучения (102 часа)
(34 часа в год)
Игры с элементами спортивных игр:
1. Легкая атлетика – 27 занятий.
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и
длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега,
метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются
большой вариативностью выполнения и применения в различных
условиях.
2. Ритмическая гимнастика – 30 занятий.
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют
формированию навыка правильной осанки у детей младшего
школьного
возраста.
Музыкально–ритмическая
деятельность
направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных
и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память,
вырабатывается
устойчивость
произвольного
внимания,
совершенствуется творческая активность.
3. Подвижные игры – 25 занятий.
Развитие разнообразных двигательных способностей и
совершенствование умений, развитие творчества, воображения,
внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
4. Лыжная подготовка - 44 занятия.
Игры с элементами корректирующие движения лыжника и
быстроту реакции.
2.
Требования к планируемым результатам программы
«Страна спорта»
Личностными
результатами
программы
внеурочной
деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Страна
спорта» является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание
его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной
деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и
умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы
стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными
внеурочной
деятельности
по
результатами
программы
спортивно-оздоровительному
направлению «Страна спорта» является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
умения
планировать,
регулировать,
контролировать
и
оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и
внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
учитывать
установленные
правила
в
планировании
и
контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
добывать
новые
знания:
находить
дополнительную
информацию по содержанию курса, используя дополнительную
литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и
кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для
решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Планируемые результаты к концу четвёртого класса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Страна
спорта»
обучающиеся должны знать:
основы истории развития подвижных игр в России;
педагогические, физиологические и психологические основы
обучения двигательным действиям и воспитания физических
качеств;
возможности формирования индивидуальных черт свойств
личности посредством регулярных занятий;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных
свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической
подготовленности;
правила личной гигиены, профилактика травматизма и
оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную
учебную деятельность;
значение
физических
упражнений
для
сохранения
и
укрепления здоровья;
Должны уметь:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
технически правильно осуществлять двигательные действия,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать
индивидуальный
двигательный
режим,
подбирать и планировать физические упражнения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
соблюдать
правила
безопасности
и
профилактики
травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать
первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться
оборудованием.
современным
спортивным
инвентарем
и
Оздоровительные результаты программы внеурочной
деятельности.
Первостепенным
результатом
реализации
программы
внеурочной деятельности является физическая подготовленность и
степень совершенства двигательных умений, высокий уровень
развития
жизненных
сил,
нравственное,
эстетическое,
интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент
здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные
игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных
условиях.