Приложение 17
к основной образовательной программе
среднего общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”, утверждённая
приказом директора МБОУ Личадеевской СШ от
31.08.2023 № 250/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Теория и практика устной и письменной речи»
для 10-11 КЛАССОВ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; как
одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через
источники информации на русском языке.
осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека
от уровня владения языком; понимание роли русского языка для самопознания, самореализации,
самооценки, самовыражения личности.
стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать
нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
существенное увеличение словаря, расширение круга языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты
Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях.
Способность пользоваться русским языком в процессе учебно-познавательной деятельности и в
различных условиях межличностного и межкультурного общения.
Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях.
2. Содержание учебного предмета
10 – 11 класс
Виды речевой деятельности
Речь как деятельность.
Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная, планирующая, исполнительная,
контрольная.
Виды речевой деятельности: рецептивные( чтение, аудирование (слушание), продуктивные
(говорение, письмо).
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного,
изучающего, просмотрового и др. ) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с
учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Гипертекст.
Недостатки чтения и их преодоление.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и
мотивов говорящего; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога. Основные
приемы рефлексивного аудирования.
Недостатки слушания и их преодоление.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания.
Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах. Публичная речь. Основные виды
публичной речи.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое
оформление. Культура письма, в том числе с использованием современных средств коммуникации.
Особенности устной и письменной речи
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса,
интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, возможность учитывать немедленную
реакцию слушателя.. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных
высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление
перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа,
диспут, дискуссия и т. д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить.
2
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки
препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста; возможность
совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма,
записки, деловые бумаги, рецензии, статье, репортажи, сочинения (разные типы), конспект, план,
реферат и т п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного
высказывания. Образцы русской письменной речи.
Анализ письменных высказываний и определение их основных особенностей.
Отличие устного научного высказывания от письменного научного текста.
Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия.
Сбор материала для письменного и устного высказывания
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих
слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания
(письменного или устного).
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания.
Анализ литературы по теме.
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в
процессе подбора материала по теме реферата (выступления).
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах. Выделение
главной и второстепенной информации.
Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Систематизация и структурирование материала, собранного по теме устного или письменного
речевого высказывания
Составление предварительного плана.
Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности
вступления и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчинённость доказательств главной идее текста.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании.
Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли
высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды
аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты
заключений.
Оформление устного или письменного высказывания
Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому
высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические).
Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки
препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили
произношения (нейтральный, высокий и разговорный) и их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и
выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
3
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные
(орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное
использование жестов; мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической
уместности речи.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия
нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка;
лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия
и др.
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи ( риторическое
обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон,
градация, эллипсис, умолчание и т. д.) Графическое оформление текста как средство
эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя.
Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Жест, мимика,
тон, темп высказывания.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения.
Практические вопросы функциональной стилистики
Вопрос о функционально-стилистической дифференциации языка.
Представление о речевом жанре.
Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.
Разговорная речь. Анализ образцов разговорной речи из произведений литературы.
Официально-деловой стиль. Наблюдение за использованием лексических, морфологических и
синтаксических средств в текстах официально-делового стиля. Редактирование примеров
неуместного использования речевых штампов. Опыт построения речевого высказывания в рамках
жанра официально-делового стиля.
Научный стиль. Передача содержания научно-популярного текста в виде плана, тезиса, конспекта.
Публицистический стиль. Использование лексических, морфологических, синтаксических средств в
текстах публицистического стиля. Опыт построения речевого высказывания в рамках жанра
публицистического стиля: портретный очерк, проблемная статья, репортаж).
Язык художественной литературы. Лингвистический анализ отрывков из художественных
произведений. Характеристика наиболее распространенных жанров художественной литературы.
4
1. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№
Название разделов, тем
Количество
часов
10
1
Виды речевой деятельности
2
3
4
Особенности устной и письменной речи
Сбор материала для письменного и устного высказывания
Систематизация
и
структурирование
материала,
собранного по теме устного или письменного речевого
высказывания
Обобщение изученного
11
6
6
№
Название разделов, тем
1
2
Оформление устного или письменного высказывания
Точность и правильность письменного и устного
высказывания, уместность используемых средств
Средства эмоционального воздействия на читателя
и слушателя
Практические вопросы функциональной стилистики
Обобщение изученного
Количество
часов
9
11
5
Итого
1
34
11 класс
3
4
5
Итого
10
19
2
51
5