Приложение 17
к основной образовательной программе
среднего общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”, утвержденной
приказом директора МБОУ Личадеевской СШ
от 31.08.2023 № 250/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Альтернативные ситуации в истории России»
для 10- 11 классов
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
осознание выпускником своей гражданской позиции как активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства,
осознанность в принятии традиционных национальных и общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.
2.Содержание учебного предмета
10 класс
Тема 1. Альтернатива в истории.
Альтернатива в истории. А. Тойнби - родоначальник «альтернативной» истории. «Точки
бифуркации» (раздвоения). Понятие альтернативной ситуации. От чего зависит выбор в
истории. «Ретро прогнозирование» или «виртуальная история». С. С. Капица, С. С.
Курдюмов, Г. Г. Малинецкий об альтернативных ситуациях.
Тема 2. Александр II и Александр III. Реформы и контрреформы
Возможные альтернативы: предотвращение Александром II русско-турецкой войны,
Александр II ускользнул от террористов, предоставление России Конституции. Значение
реформ Александра II. Контрреформы Александра III.
Тема 3. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века
Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. « Зависимое развитие».
Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого
экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом
процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте.
Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.
Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала
XX века.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой
революции».
Тема 4. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года
западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР.
Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков
Тема 5. Существовала ли социалистическая альтернатива большевистской
диктатуре?
Возможные альтернативы: буржуазно-демократическая (Керенский), военнодемократическая
(Корнилов),
социалистическая
(Мартов),
большевистсколеворадикальная (Ленин). Учредительное собрание – альтернатива расколу общества?
Тема 6. Гражданская война: новые подходы
Гражданская война - трагедия русского народа...
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или
реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения
«белых». Две армии одного народа.
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.
Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина»,
«Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 7. НЭП – альтернатива или объективная необходимость?
Точки зрения на историческую роль НЭПа в истории России. Содержание НЭПа.
Надежды и иллюзии. Итоги НЭПа. Взгляд на НЭП эсеров, либералов и др.
Тема 8. Индустриализация и командно-административная система
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап
социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и
второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом
Фельдманом Г. А.
Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 9. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории
кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян.
Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д.Кондратьева.
Тема 10. Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?
Непрочность Версальско-Вашингтонской системы (ущемление интересов
Германии). Возможность не допустить Гитлера и фашистов к власти в Германии. Политика
«умиротворения агрессора». Фашизм – оплот прошлого или будущего.
Тема 11. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 гг.)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия
Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное
сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.
Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней
войне»?
Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 12.Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР во время войны
Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский
Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.
Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза».
Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции».
Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности
подобных сценариев.
Тема 13. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской
битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.
Цена победы - большая кровь.
Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина
успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм залог Победы.
Тема 14. Цена Победы.
Цена Победы – большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства.
Не страх, а свобода – главная причина успеха.
Великое мужество, героизм, самоотверженность советского народа, его патриотизм –
залог Победы.
Взгляды современников о событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной
войне.
11 класс
Тема 1. Повторение. Альтернатива в истории.
Альтернатива в истории. А. Тойнби - родоначальник «альтернативной» истории.
Понятие альтернативной ситуации. От чего зависит выбор в истории.
«Буриданов» выбор.
Г. Г. Малинецкий об альтернативных ситуациях.
Тема 2. Повторение. Цена Победы.
Цена Победы – большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства.
Не страх, а свобода – главная причина успеха.
Великое мужество, героизм, самоотверженность советского народа, его патриотизм –
залог Победы.
Взгляды современников о событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной
войне.
Тема 3. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»?
Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и
политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных
историков на проблемы «холодной войны».
Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных
действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм миф или реальность.
Горячие точки «холодной войны». Вьетнам. Афганистан. Карибский кризис.
Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области
контроля над вооружением.
Размышления о предотвращении трагических последствий воины. Сегодня мир, а
что дальше?
Тема 4. Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года
Причины путча. Версия М.С.Горбачёва о причинах и начале путча.
Основные действующие лица августовских событий 1991 года.
Августовские события 1991 года.
Хроника августовских событий 1991 года. Что произошло в августе 1991 года на самом
деле: взгляд через годы.
Неосуществлённые сценарии 1991 года.
«Проигрывание» неосуществлённых сценариев 1991 года. «Жёсткий» сценарий (точка
зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста
В.Леонтьева.
Тема 5. Существовала ли альтернатива в развитии перестройки?
Анализ путей развития страны в начале 90 – х: перспективы и надвигающийся
распад страны. Модернизация или крах системы.
Тема 6. От перестройки к развалу СССР.
Эволюционное развитие Советского государства по пути перемен или радикальный
слом и замена старых общественных структур новыми отношениями собственности.
Был ли неизбежен развал СССР.
Тема 7. К новой модели общественного развития.
Трудности и противоречия переходного периода.
Межнациональные отношения в посткоммунистических условиях.
Тема 8. Россия в современных условиях.
Модернизация России: основные направления. Россия – «евразийская держава»?
Тема 9.Россия в XXI в.
Характеристика экономического развития России впервой четверти XXI века.
Россия в новых условиях. Определять причинно – следственные связи.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс
№ п/п
Тема
1
2
Тема 1. Альтернатива в истории.
Тема 2. Александр II и Александр III. Реформы
контрреформы
Тема 3. Проблемы модернизации в развитии России начала XX
века
Тема 4. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
Тема 5. Существовала ли социалистическая альтернатива
большевистской диктатуре?
Тема 6. Гражданская война: новые подходы
Тема 7. НЭП – альтернатива или объективная необходимость?
Тема 8. Индустриализация и командно-административная
система
Тема 9. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?
Тема 10. Можно ли было предотвратить вторую мировую
войну?
Тема 11. Триумфальное поражение? (О советско-финской
войне 1939-1940 гг.)
Тема 12.Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР во
время войны
Тема 13. Страх или Свобода? (О причинах победы под
Сталинградом)
Цена Победы
Итоговое повторение «Альтернативные ситуации в
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Кол-во
часов
1
и 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
истории России»
Итого
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
итого
17
11 класс
Тема
Кол-во часов
Повторение. Альтернатива в истории.
Повторение. Цена Победы
От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый
надвое
Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года
Существовала ли альтернатива в развитии перестройки?
3
4
5
От перестройки к развалу СССР
К новой модели общественного развития
Россия в современных условиях
Россия в XXI в.
Итоговое тестирование
Итоговое повторение «Альтернативные ситуации в
истории России»
3
3
3
4
1
2
3
3
34