Путь к грамотности

Приложение к
основной общеобразовательной
программе начального общего
образования
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
“Личадеевская средняя школа”
Приказ от 30.08.2024 г №208/1

Рабочая программа
учебного курса « Путь к грамотности»

2

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Путь к грамотности» для 1-3 классов с обучением на
русском языке создана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по
данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа
предусматривает формирование у обучающихся теоретических знаний, практических
навыков использования лексического богатства родного русского языка в речевой практике.
Рабочая программа учебного курса составлена в качестве приложения к основной
образовательной программе начального общего образования МБОУ Личадеевской СШ на
основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060,
от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576),
Информационного письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Российской Федерации от 20 .06.2018 № 05-192 по вопросам изучения родных языков из
числа языков народов Российской Федерации;
Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ
Личадеевской СШ;
Авторской программы «Родной язык 1-4 классы» под ред. О. М. Александровой. – М. :
Просвещение, 2020.
Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г.,
регистрационный № 48226),
Учебного плана МБОУ Личадеевской СШ;
Изучение курса осуществляется по авторской программе «Родной русский язык», авторы: О.М.
Александрова, М. И. Кузнецова и др. под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.
Учебник:
«Родной русский язык», 1 класс, О. М. Александрова, М. И. Кузнецова и др; М. :Просвещение, 2020.
«Родной русский язык», 2класс, О. М. Александрова, М. И. Кузнецова и др; М. : Просвещение, 2020.
«Родной русский язык», 3класс, О. М. Александрова, М. И. Кузнецова и др; М. :
Просвещение, 2020.Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ

3

Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
обучающиеся научатся:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие
образа «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
иокружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного
языка
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи.
обучающиеся получат возможность научиться:
осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и
своего народа, гордости за свою страну; устойчивой учебно-познавательной мотивации
учения, интереса к изучению курса русскогоязыка;
установки на здоровый образ жизни.
приобщение к литературному наследию русского народа
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
1)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2)понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом,одежда), понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значенияслова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевойситуации;
4

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств народном
языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественныхтекстов об
истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нёмнаиболее
существенные факты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
обучающиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом);
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
обучающиеся получат возможность научится:
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий,используя справочные материалы учебника;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение).
обучающиеся получат возможность научится:
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные обучающихся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослымидля
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
обучающиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Содержание учебного курса
Содержание учебного курса «Путь к грамотности» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный курс «Путь к грамотности» не ущемляет права тех обучающихся,
которые изучают иные (не русский) родные языки.
В содержании учебного курса «Путь к грамотности» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно- историческую
обусловленность
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
5

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина ит.
д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в предложении.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая формаустной
речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и
сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Имена в малых
жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).Наблюдение за текстами
разной стилистической принадлежности.
Резерв учебного времени
Обучающиеся должны знать
все звуки и буквы русского современного алфавита, осознавать их основное различие(звуки
произносим, буквы пишем).
Вежливые слова приветствия, благодарности
Что такое ударение; смыслоразличительную роль ударения
Обучающиеся должны уметь:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом,
одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа , анализировать информацию
прочитанного и прослушанного текста: выделять в нёмнаиболее существенные факты

6

.
Тематическое планирование
№

1 класс
Содержание курса. Разделы.

Количество часов

1Секреты речи и текста
2.Русский язык: прошлое и настоящее
3.Язык в действии
4.Секреты речи и текста
5.Резерв

8ч
12 ч
10ч
1ч
2ч
33ч

Итого:

2 класс
№

Содержание курса. Разделы.

Количество часов

1
2.
3.
4.
5.

Секреты речи и текста
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Резерв
Итого:

8ч
13 ч
10ч
1ч
2ч
34ч
3

класс

№

Содержание курса. Разделы.

Количество часов

1
2.
3.
4.
5.

Секреты речи и текста
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Резерв
Итого:

8ч
13 ч
10ч
1ч
2ч
34ч

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».