Приложение №14
к адаптированной основной
общеобразовательной
программе образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант1)
муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
"Личадеевская средняя школа", утвержденной
Приказом директора МБОУ Личадеевской СШ
от 30.08.2024 №207/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета Труд «Технология»
для 5-9 классов
ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических
способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения
потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального
прогресса.
Цель изучения предмета «Труд (технология)» заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению
обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной
работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного
выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических
возможностей и состояния здоровья.
Общая характеристика учебного предмета «Труд (технология)
Цель изучения учебного предмета «Труд (технология)
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о
культурноисторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору
профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях
труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового
обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных
профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии
с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия
в общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии
с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
―
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
Место предмета в учебном плане
Изучение ученого предмета «Труд (технология)» в 5 и классе составляет 6 часов в
неделю, 204 часа в год. В 7,8,9 классах составляет 7 часов в неделю 238 часов в год.
Содержание учебного предмета
Программа по профильному труду в V-IX-х классах определяет содержание и
уровень основных знаний и умений учащихся по профилю трудовой подготовки
«Швейное дело»,.
Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 5 классе включает
простейшие сведения о: тканях (полотняное переплетение); технологии ручных
швейных работ (ручные стежки, строчки, швы); технологии ручных швейных работ:
обработка срезов ткани; инструментах и оборудовании: электрический утюг; волокнах
(х/б) и нитках; ручных стежках и строчках: прямой стежок, косой стежок,
крестообразный стежок, петлеобразный стежок и др.; швейном производстве
(последовательность и основные направления швейного производства), процессах
получения волокна и сфере их применения; материалах, инструментах,
приспособлениях для ручных работ, швейных работ. В процессе изучения курса
проводится подготовка к выполнению ручных швейных работ (пришивание пуговиц),
а также выполняются ручные швейные работы: изготовление вешалки, декоративной
заплатки-аппликации и др., изготавливаются простейшие швейные изделия: головной
платок, салфетка, наволочка, мешочек для обуви, хозяйственная сумка.
Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 6 классе включает:
формирование теоретических знаний и представлений о профессиях в швейном
производстве (оператор швейного производства), организации рабочего места,
технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями; простейшие
сведения о: отделочных материалах; обработке швейного изделия (влажно-тепловая
обработка); прядении; ткачестве; прядильном производстве; ткацком производстве;
тканях (отделка ткани, дефекты ткани, отдельные виды переплетений); технологии
швейных работ (обработка срезов, сборок, мягких складок швейных изделий; виды и
свойства срезов); технологии изготовления простого швейного изделия (сорочки,
других простых швейных изделий). В процессе изучения курса обучающиеся:
овладевают приёмами машинных швов (стачной, двойной, запошивочный,
настрочной, расстрочной); осваивают технологии швейных работ - обработку срезов,
сборок, мягких складок швейных изделий; осваивают технологии изготовления
простых швейных изделий (сорочка, фартук, плавки и др.); тренируются в построении
чертежей одежды.
Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 7 классе включает
теоретические сведения о: технологии пошива; последовательности соединения
деталей; правилах выполнения различных видов швов; порядке обработки отдельных
деталей и узлов, способах отделки швейных изделий. Вводится предварительное
выполнение сложных операций на образцах, знакомство с технологией обработки и
пошива - постельного белья; - ночной сорочки; - пижамы; - прямых, клёшевых и
клиньевых юбок. В процессе обучения обучающиеся осваивают основные приемы
работы на
промышленных швейных машинах - универсальных и
специализированных, в бригаде с разделением труда по операциям.
Содержание учебного курса «Технология. Швейное дело» в 8 классе включает:
сведения о тканях из шёлковых и синтетических волокон, их свойствах и назначении;
сведения о конструировании плечевых швейных изделий и моделировании; освоение
технологий обработки отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий
(вытачек, складок, застёжек, поясов; рукавов, воротников, кокеток, подбортов),
отделки изделия вышивкой, рюшами, воланами, мелкими складочками и защипами. В
процессе изучения курса обучающиесятренируются в использовании для отделки
окантовочного шва, оборок; осваивают технологии шитья изделий: блузки,
цельнокроеного платья, халата. Содержание учебного курса «Труд (технология)».
Швейное дело» в 9 классе включает: информирование обучающихся об
организации труда и производства на швейной
фабрике; формирование
представлений: о синтетических волокнах и тканях, их свойствах и особенностях
обработки; о материалах по конструированию и разработке фасонов платья; об
использовании готовых выкроек и чертежей швейных изделий; освоение технологий
обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий и технологий изготовления
платья и брюк.
В процессе изучения курса обучающимся представляют сведения: о различных
промышленных швейных машинах, их назначении, характеристиках и особенностях,
об ассортименте и свойствах тканей из синтетических волокон, об ассортименте
новых тканей из натуральных волокон и способах получения нетканых материалов.
В процессе обучения обучающиеся научатся: изготавливать выкройки платьев,
отрезных по линии талии или по линии бёдер; работать с готовыми выкройками и
чертежами одежды из журналов мод; изменять стандартные выкройки понравившихся
изделий в соответствии с особенностями фигуры; освоят технологии изготовления
платьев, юбок и брюк, применяемые в массовом производстве одежды. Во время
практики обучающиеся получат представление: об организации труда и производства
на швейной фабрике; о различных видах швейного оборудования и оборудования для
влажно тепловой обработки швейных изделий; об управлении швейным
производством.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
7
8
9
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
Название разделов, тем
Вводное занятие
Швейная машина с электрическим приводом
Волокна и ткани
Ремонт одежды
Практическое повторение
Вводное занятие
Работа с тканью
Ремонт одежды
Вводное занятие
Швейная машина с ножным приводом
Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани
Двойной шов
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального
изделия с применением двойного шва
Практическое повторение
Вводное занятие
Накладной шов
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным
размерам. Применение двойного и накладного швов
Итоговое тестирование
Практическое повторение
Итого
Количество
часов
2
16
14
10
14
2
26
14
2
10
12
4
14
18
2
6
23
1
22
204
6 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Вводное занятие
Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
Построение чертежа и раскрой женского и детского без плечевого
шва
Обработка подкройной обтачкой
Горловины ночной сорочки
Пошив однодетального изделия
Практическое повторение
Вводное занятие
Ткацкое производство
Обработка подкройной обтачки рамки пододеяльника
Бригадный метод пошива постельного белья
Количество
часов
2
1
12
4
1
10
10
2
6
10
10
13
14
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного
бельевого изделия
Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой
20
Соединение основных деталей в изделии поясного белья
Ремонт одежды
Вводное занятие
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой основы
прямой юбки
Обработка складок в поясном женском и детском платье
21
Обработка застежек в боковом шве поясного изделия
15
16
18
19
22
23
24
26
27
28
29
30
31
Обработка низа прямой юбки
Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего
среза прямой юбки
Практическое повторение
Вводное занятие
Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки
Обработка оборок
Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с
вкладыванием эластичной тесьмы
Итоговое тестирование
Практическое повторение
Итого
8
4
10
10
2
10
6
10
10
12
16
2
10
10
10
1
24
204
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование, разделов, тем
Вводное занятие
Обработка обтачкой среза ткани
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани
Обработка сборок
Обработка двойной косой обтачкой
Ремонт одежды
Самостоятельная работа
Количество
часов
2
12
12
6
28
8
4
8
9
10
Вводное занятие
Запошивочный шов
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого
бельевого изделия с закругленным срезом
2
4
14
11
Обработка косой обтачкой закругленного среза в плевом бельевом
изделии
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Бытовая швейная машина с электроприводом
Обработка мягких складок
Обработка и соединение бокового кармана с основной деталью
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла
Построение чертежа и раскрой фартука для работы
10
12
13
14
15
16
17
18
19
12
4
2
4
6
6
12
10
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка
отделочной строчкой
Практическое повторение
Вводное занятие
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья
10
Пошив поясного спортивного белья
Ремонт одежды
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего
головного убора
Пошив летнего головного убора
Итоговое тестирование
Практическое повторение
Итого
5
11
5
10
2
5
5
1
9
238
8 класс
№
Наименование разделов, тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие
Сведения о работе швейных машин
Волокна и ткани
Дополнительные сведения о ткани
Сведения об одежде
Изготовление блузок
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой
блузки
Отделка швейных изделий
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий.
Рукава
Подборта
Разметка петель в изделиях с застежкой до верха
Итоговое тестирование
Повторение изученного. Обработка срезов.
Итого
11
12
13
14
15
16
17
18
9 класс
№
Наименование разделов, тем
4
Вводное занятие
Особенности обработки изделий из синтетических тканей
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья,
отрезного по линии талии или по линии бедер.
Соединение лифа с юбкой.
5
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике
1
2
3
Количество
часов
2
11
15
6
12
14
22
34
2
25
18
10
1
21
4
8
1
32
238
Количество
часов
2
11
15
6
12
4
12
24
2
11
12
13
14
Трудовое законодательство
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную
величину.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой
женской одежды
Оборудование швейного цеха
Самостоятельная работа
Вводное занятие
Организация труда и производства на швейной фабрике.
15
Правила безопасной работы на швейной фабрике.
32
16
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых на швейной
фабрике
Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей,
обработанных на объметочной машине
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая
в массовом производстве
Практическое повторение
Новые швейные материалы используемые на швейном предприятии
8
6
7
8
9
10
17
18
19
20
21
22
Технология пошива юбок и брюк применяемая в массовом
производстве одежды.
Итоговое тестирование
Итого
32
8
27
1
21
5
5
30
10
19
1
238