Альтернативные ситуации в России 10-11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Личадеевская средняя школа ”

УТВЕРЖДЕНО
Директор:
_____________
Е.Ф.Крюкова
Приказ от 28. 08. 2025 г.№218/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Альтернативные ситуации в истории России»
Класс 10- 11

Личадеево 2025

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Альтернативные ситуации в истории
России» разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования",
3.Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 N 732 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. N 413"
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 №
1014"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования"
5. Основная образовательная программа среднего общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утверждённая приказом МБОУ Личадеевской СШ от 31.08.2023 №250/1 с
изменениями Приказ от 20.08.2025 г № 218/1
Цель реализации курса по выбору «Альтернативные ситуации в истории
России» – Развитие творческой, критически мыслящей, активной личности, уважающей
прошлое своей страны, не безразличной к ее будущему.
Задачи реализации курса по выбору «Альтернативные ситуации в истории
России»
 обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных
событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социальноэкономического развития России;
 способствовать
осознанию
учащимися
многогранности,
сложности
и
противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также причин
неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и
настоящем;
 повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи
материала, элементов игровой деятельности;
 воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное
отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Согласно учебному плану МБОУ Личадеевской СШ на изучение курса по выбору
«Альтернативные ситуации в истории России» отводится 2 учебных часа в неделю в
течение каждого года обучения, по 34 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе.
Срок реализации программы – 2 года.
Содержание курса по выбору
10 класс
Тема 1. Альтернатива в истории.
Альтернатива в истории. А. Тойнби - родоначальник «альтернативной» истории. «Точки
бифуркации» (раздвоения). Понятие альтернативной ситуации. От чего зависит выбор в
истории. «Ретро прогнозирование» или «виртуальная история». С. С. Капица, С. С.
Курдюмов, Г. Г. Малинецкий об альтернативных ситуациях.
Тема 2. Александр II и Александр III. Реформы и контрреформы
Возможные альтернативы: предотвращение Александром II русско-турецкой войны,
Александр II ускользнул от террористов, предоставление России Конституции. Значение

реформ Александра II. Контрреформы Александра III.
Тема 3. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века
Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. « Зависимое развитие».
Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого
экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом
процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте.
Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.
Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала
XX века.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой
революции».
Тема 4. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года
западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР.
Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков
Тема 5. Существовала ли социалистическая альтернатива большевистской
диктатуре?
Возможные альтернативы: буржуазно-демократическая (Керенский), военнодемократическая
(Корнилов),
социалистическая
(Мартов),
большевистсколеворадикальная (Ленин). Учредительное собрание – альтернатива расколу общества?
Тема 6. Гражданская война: новые подходы
Гражданская война - трагедия русского народа...
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или
реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения
«белых». Две армии одного народа.
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.
Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина»,
«Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 7. НЭП – альтернатива или объективная необходимость?
Точки зрения на историческую роль НЭПа в истории России. Содержание НЭПа.
Надежды и иллюзии. Итоги НЭПа. Взгляд на НЭП эсеров, либералов и др.
Тема 8. Индустриализация и командно-административная система
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап
социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и
второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом
Фельдманом Г. А.
Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 9. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории
кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян.
Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д.Кондратьева.
11 класс
Тема 1. Повторение. Альтернатива в истории.
3

Альтернатива в истории. А. Тойнби - родоначальник «альтернативной» истории.
Понятие альтернативной ситуации. От чего зависит выбор в истории.
«Буриданов» выбор.
Г. Г. Малинецкий об альтернативных ситуациях.
Тема 2. Повторение. Цена Победы.
Цена Победы – большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства.
Не страх, а свобода – главная причина успеха.
Великое мужество, героизм, самоотверженность советского народа, его патриотизм –
залог Победы.
Взгляды современников о событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной
войне.
Тема 3. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»?
Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и
политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных
историков на проблемы «холодной войны».
Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных
действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм миф или реальность.
Горячие точки «холодной войны». Вьетнам. Афганистан. Карибский кризис.
Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области
контроля над вооружением.
Размышления о предотвращении трагических последствий воины. Сегодня мир, а
что дальше?
Тема 4. Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года
Причины путча. Версия М.С.Горбачёва о причинах и начале путча.
Основные действующие лица августовских событий 1991 года.
Августовские события 1991 года.
Хроника августовских событий 1991 года. Что произошло в августе 1991 года на самом
деле: взгляд через годы.
Неосуществлённые сценарии 1991 года.
«Проигрывание» неосуществлённых сценариев 1991 года. «Жёсткий» сценарий (точка
зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста
В.Леонтьева.
Тема 5. Существовала ли альтернатива в развитии перестройки?
Анализ путей развития страны в начале 90 – х: перспективы и надвигающийся
распад страны. Модернизация или крах системы.
Тема 6. От перестройки к развалу СССР.
Эволюционное развитие Советского государства по пути перемен или радикальный
слом и замена старых общественных структур новыми отношениями собственности.
Был ли неизбежен развал СССР.
Тема 7. К новой модели общественного развития.
Трудности и противоречия переходного периода.
Межнациональные отношения в посткоммунистических условиях.
Тема 8. Россия в современных условиях.
Модернизация России: основные направления. Россия – «евразийская держава»?
Тема 9.Россия в XXI в.
Характеристика экономического развития России впервой четверти XXI века.
Россия в новых условиях. Определять причинно – следственные связи.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
4

Личностные результаты:























формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
осознание выпускником своей гражданской позиции как активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства,
осознанность в принятии традиционных национальных и общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:













умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5













умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:










сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
10 класс
№
Тема
п/п
1
Тема 1. Альтернатива в истории.
2
Тема 2. Александр II и Александр III. Реформы и
контрреформы
3
Тема 3. Проблемы модернизации в развитии России
начала XX века
4
Тема 4. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
5
Тема 5. Существовала ли социалистическая альтернатива
большевистской диктатуре?
6
Тема 6. Гражданская война: новые подходы
7
Тема 7. НЭП – альтернатива или объективная
необходимость?
8
Тема 8. Индустриализация и командно-административная
система
9
Тема 9. Коллективизация - трагедия крестьянинатруженика?
10
Итоговое повторение «Альтернативные ситуации в
истории России»

Кол-во часов
1
3
3
4
4
4
4
4
4
2
6

11
итого
11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
итого

Итоговое тестирование

1
34

Тема

Кол-во часов

Повторение. Альтернатива в истории.
Повторение. Цена Победы
От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый
надвое
Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года
Существовала ли альтернатива в развитии перестройки?

3
4
5

От перестройки к развалу СССР
К новой модели общественного развития
Россия в современных условиях
Россия в XXI в.
Итоговое тестирование
Итоговое повторение «Альтернативные ситуации в
истории России»

3
3
3
4
1
2

3
3

34

Учебно-методический комплекс:
-Никонов В.А., Девятов С.В. История. История России. 1914 г. – начало XXI в.: учебник
для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2-х
частях. Часть 1 / под науч. ред. С.П. Карпова – М.: ООО «Русское слово– учебник», 2019.
-Никонов В.А., Девятов С.В. История. История России. 1914 г. – начало XXI в.: учебник
для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2-х
частях. Часть 2 / под науч. ред. С.П. Карпова – М.: ООО «Русское слово– учебник», 2019.
Рабочая программа предполагает возможность использования электронных
(цифровых) образовательных ресурсов:
Наименование ресурса 1: РЭШ https://resh.edu.ru/

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».