Приложение 4
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения “Личадеевская средняя
школа”, утвержденной приказом
директора МБОУ Личадеевской СШ
от 31.08.2023 г. №251/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
для 1-4 КЛАССОВ
Личадеево 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) МБОУ Личадеевской
СШ
- Учебным планом МБОУ Личадеевской СШ
Программа реализуется через учебники:
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Математическое развитие младших школьников
Формирование системы начальных математических знаний
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных
целей начального математического образования:
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения)
Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления
Развивать пространственное воображение
Развивать математическую речь
Формировать систему начальных математических знаний и умений, применять их для
решения учебно-познавательных и практических задач
Развивать познавательные способности
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования.
Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной
деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические
цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и
способы действий. Математические способы познания способствуют целостному восприятию
мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются
основой формирования базовых учебных действий.
Базовые
учебные
действия,
формируемые
у
младших
школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное
отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Усвоенные в
начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для
дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для
решения многих практических задач во взрослой жизни. Начальный курс математики является
курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический
материал.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле,
арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). Младшие школьники
познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых
вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с числами.
Особое место в содержании начального математического образования занимают
текстовые задачи.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами,
ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами.
Обучающиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок,
луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками
работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник,
циркуль).
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и
отработку базовых учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать
математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические
фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе
классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации,
отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между
величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы
действий в изменённые условия.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших
школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по
предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при
решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять
ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения
компьютерной грамотностью.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные
знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в
процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных
дисциплин.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует
развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и
мышление, память и речь).
Место учебного предмета в учебном плане
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с
отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях
Предмет «Математика», относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Математика» в 1 классе отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан
на 99 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на
136 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на
136 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на
136 часов (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные
ориентиры
изучения
предмета
«Математика»
в
целом
ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение
содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной),
позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами
предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение обучающимися предметной области «Математика» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного. Планируемые
предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими
знаниями и умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и
достаточному.
Личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
- знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации
образовательной деятельности;
- позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо
(правильно);
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на
основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике задания,
указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве
образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в
тетради;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике
или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения
практических упражнений;
- умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные
отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их
иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные
отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с
этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием
математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;
- начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания
(правильно – неправильно);
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем
социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных
видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе,
своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Предметные результаты
1 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Пропедевтика
- знание (понимание в речи учителя) слов, - знание и использование в собственной речи слов,
определяющих
величину,
размер определяющих величину, размер предметов, их
предметов, их массу;
массу;
- умение сравнивать предметы по величине,
- умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением;
размеру
«на
глаз»,
наложением, сравнивать предметы по массе с помощью
приложением (с помощью учителя); мускульных ощущений;
сравнивать предметы по массе с помощью
мускульных ощущений;
- знание слов, отражающих количественные
- знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей, умение
отношения предметных совокупностей, использовать их в собственной речи;
умение использовать их в собственной
речи;
- выполнение оценивания и сравнения количества
предметов в совокупностях «на глаз», путем
- выполнение оценивания и сравнения установления взаимно однозначного соответствия,
количества предметов в совокупностях «на выделения лишних, недостающих предметов;
глаз»,
путем
установления
взаимно уравнивание предметных совокупностей по
однозначного соответствия, выделения количеству предметов, их составляющих;
лишних, недостающих предметов (с
помощью
учителя);
уравнивание - умение увеличивать и уменьшать количество
предметных совокупностей по количеству предметов в совокупности, объемах жидкостей,
предметов, их составляющих;
сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- умение увеличивать и уменьшать - знание и использование в собственной речи слов,
количество предметов в совокупности, определяющих
положение
предметов
в
объемах жидкостей, сыпучего вещества;
пространстве, на плоскости;
определение
положения
предметов
в
- знание и использование в собственной пространстве относительно себя, по отношению
речи слов, определяющих положение друг к другу; определение положения предметов на
предметов в пространстве, на плоскости;
плоскости; перемещение предметов в указанное
положение;
- определение положения предметов в
пространстве относительно себя, по - установление и называние порядка следования
отношению друг к другу; определение предметов;
положения предметов на плоскости;
перемещение предметов в указанное
положение (с помощью учителя);
- знание частей суток, порядка их следования;
- установление и называние порядка
следования
предметов
(с
помощью овладение
элементарными
временными
учителя);
представлениями, использование в речи при
- знание частей
следования;
суток,
порядка
описании событий окружающей жизни слов:
их сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано,
поздно, вовремя, давно, недавно;
- овладение элементарными временными - узнавание и называние геометрических фигур;
представлениями, использование в речи при определение формы предметов путем соотнесения
описании событий собственной жизни слов: с геометрическими фигурами.
сегодня, завтра, вчера, рано, поздно,
вовремя, давно;
- узнавание и называние геометрических
фигур; определение формы знакомых
предметов
путем
соотнесения
с
геометрическими фигурами.
Нумерация
- знание количественных, порядковых знание
количественных,
порядковых
числительных
в
пределах
10; числительных в пределах 10; количественных
количественных числительных в пределах числительных в пределах 20;
20;
-откладывание
чисел
в
пределах
20
с
-откладывание чисел с использованием использованием счетного материала;
счетного материала (чисел 11-20 – с
помощью учителя);
- умение прочитать запись числа
- умение прочитать запись числа
в пределах 20; записать число с помощью цифр;
в пределах 20; записать число с помощью - знание десятичного состава чисел 11-20;
цифр;
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом и
обратном порядке; числового ряда в пределах 20 в
прямом порядке;месте каждого числа в числовом
- знание числового ряда в пределах 10 в ряду в пределах 10;
прямом порядке; месте каждого числа в
числовом ряду в пределах 10;
- осуществление счета в пределах 10, присчитывая,
отсчитывая по1 и равными числовыми группами по
2; счета предметов в пределах 20,присчитывая по 1;
обозначение числом количества предметов в
совокупности;
- осуществление счета предметов в
пределах
10,
присчитывая
по
1;
обозначение числом количества предметов - выполнение сравнения чисел в пределах 10;
в совокупности;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел).
- выполнение сравнения чисел в пределах
10 с опорой на установление взаимно
однозначного соответствия предметных
совокупностейили их частей;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей
(чисел) с опорой на разложение предметной
совокупности на две части.
Единицы измерения и их соотношения
-знание единиц измерения (мер) стоимости - знание названий величин (стоимость, длина,
(1 р., 1 к.), длины (1 см), массы (1 кг), масса, емкость, время) и их единиц измерения
емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.);
(мер): 1 р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л, 1 сут., 1 нед.;
- умение прочитать и записать число, - умение прочитать и записать число, полученное
полученное при измерении величин одной при измерении величин одной мерой;
мерой (с помощью учителя);
- узнавание монет, называние их достоинства;
узнавание
монет,
называние
их осуществление замены и размена монет в пределах
достоинства; осуществление замены и 10 р.;
размена монет в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней недели,
- знание названий, порядка дней недели (с количества суток в неделе.
помощью учителя), количества суток в
неделе.
Арифметические действия
знание
названий
арифметических - знание названий арифметических действий
действий сложения и вычитания, их знаков сложения и вычитания, их знаков («+» и «-»);
(«+» и «-»);
- составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на
- составление числового выражения (1 + 1, основе соотнесения с предметно-практической
2 – 1) на основе соотнесения с предметно- деятельностью (ситуацией);
практической деятельностью (ситуацией);
- понимание сущности знака «=» и умение его
- понимание сущности знака «=» и умение использовать при записи числового выражения в
его использовать при записи числового виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
выражения в виде равенства (примера): 1 +
1 = 2, 2 – 1 = 1;
- понимание смысла действий сложения и
вычитания, умение их иллюстрировать в
- понимание смысла действий сложения и практическом плане при выполнении операций с
вычитания, умение их иллюстрировать в предметными совокупностями;
практическом плане при выполнении
операций с предметными совокупностями;
- выполнение сложения и вычитания чисел в
пределах 10 на основе знания состава чисел;
- выполнение сложения и вычитания чисел выполнение сложения чисел в пределах 20 на
в пределах 10 на основе пересчитывания основе знания десятичного состава чисел 11-20;
предметов, присчитывания и отсчитывания
по 1;
Арифметические задачи
- выделение в арифметической задаче - выделение в арифметической задаче условия,
условия, требования (вопроса); выделение в требования (вопроса); выделение в условии задачи
условии задачи числовых данных;
числовых данных;
- выполнение решения задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в практическом
плане на основе действий с предметными
совокупностями, с записью решения в виде
примера; называние ответа задачи;
- выполнение решения задач на нахождение суммы,
разности (остатка) в практическом плане на основе
действий с предметными совокупностями и с
помощью иллюстрирования, с записью решения в
виде примера; называние ответа задачи;
- составление задач на нахождение суммы,
- составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету,
разности (остатка) по предложенному готовому
решению,
краткой
записи
с
сюжету (с помощью учителя).
использованием иллюстраций.
Геометрический материал
- различение плоскостных и объемных различение
плоскостных
и
объемных
геометрических фигур; определение формы геометрических фигур; определение формы
знакомых предметов путем соотнесения с предметов путем соотнесения с плоскостными и
плоскостными
и
объемными объемными геометрическими фигурами;
геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение
- знание линий (прямая, кривая, отрезок), их различать;
умение их различать;
- построение прямой линии (произвольной;
- построение прямой линии (произвольной), проходящей через одну, две точки), отрезка с
отрезка с помощью линейки (с помощью помощью линейки;
учителя);
- измерение длины отрезка в сантиметрах, с
- измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении;
записью числа, полученного при измерении построение отрезка заданной длины;
(с помощью учителя); построение отрезка
заданной длины (с помощью учителя);
построение
треугольника,
квадрата,
прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
- построение треугольника, квадрата,
прямоугольника по заданным точкам
(вершинам) с помощью учителя.
2 класс
Минимальный уровень
- знание числового ряда 1—20 в прямом
порядке; откладывание любых чисел в пределах
20, с использованием счетного материала;
- знание названий компонентов сложения,
вычитания;
- понимание смысла арифметических действий
сложения и вычитания.
- знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
- и применение переместительного свойства
сложения;
- выполнение устных и письменных действий
сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- знание единиц измерения (меры) стоимости,
длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и
измерении, запись числа, полученного при
измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления
порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
- определение времени по часам (одним
способом);
- решение, составление, иллюстрирование
Достаточный уровень
- счет, присчитыванием, отсчитыванием по
единице и равными числовыми группами в
пределах 20;
- откладывание любых чисел в пределах 20 с
использованием счетного материала;
- знание названия компонентов сложения,
вычитания, умножения, деления;
- понимание смысла арифметических действий
сложения и вычитания;
- знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
- знание и применение переместительного
свойство сложения;
- выполнение устных и письменных действий
сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- знание единиц (мер) измерения стоимости,
длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и
измерении, запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами (с полным набором
знаков в мелких мерах);
- знание порядка месяцев в году, номеров
месяцев от начала года; умение пользоваться
календарем для установления порядка месяцев
изученных простых арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в
два действия (с помощью учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых,
ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание,
называние,
моделирование
взаимного положения двух прямых, кривых
линий, фигур; нахождение точки пересечения
без вычерчивания;
знание
названий
элементов
четырехугольников;
вычерчивание
прямоугольника
(квадрата)
с
помощью
чертежного треугольника на нелинованной
бумаге (с помощью учителя).
3 класс
Минимальный уровень
-числовой ряд 1—100 в прямом и обратном
порядке;
-смысл арифметических действий умножения и
деления (на равные части и по содержанию),
различие двух видов деления на уровне
практических действий, способа чтения и
записи каждого вида деления;
-таблицы умножения и деления чисел в
пределах 20, переместительное свойство
произведения, связь таблиц умножения и
деления;
-порядок действий в примерах в 2—3
арифметических действия;
-единицы (меры) измерения стоимости, длины,
массы, времени, соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от
начала года.
в году; знание количества суток в месяцах;
- определение времени по часам тремя
способами с точностью до 1 мин;
- решение, составление, иллюстрирование всех
изученных простых арифметических задач;
- краткая запись, моделирование содержания,
решение составных арифметических задач в
два действия;
- различение замкнутых, незамкнутых кривых,
ломаных линий; вычисление длины ломаной;
- узнавание, называние, вычерчивание,
моделирование взаимного положения двух
прямых и кривых линий, многоугольников,
окружностей; нахождение точки пересечения;
знание
названий
элементов
четырехугольников,
вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной
бумаге.
Достаточный уровень
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице
и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в
пределах 100;
- откладывать на счетах любые числа в
пределах 100;
-складывать и вычитать числа в пределах
100 без перехода через разряд приемами
устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения
для решения соответствующих примеров на
деление;
-различать числа, полученные при счете и
измерении;
- записывать числа, полученные при
измерении двумя мерами, с полным набором
знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см,
пользоваться
различными
табелямикалендарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время
прошедшее, будущее);
-находить точку пересечения линий;
-чертить окружности разных радиусов,
различать окружность и круг.
Примечания.
Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через
десяток с подробной записью.
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2
путем использования таблицы умножения.
Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в
году.
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или
деление.
4 класс
Минимальный уровень
-знание числового ряда 1-100 в прямом
порядке; --откладывание любых чисел в
пределах 20, с использованием счетного
материала;
-понимание смысла арифметических действий
сложения и вычитания;
-различение кривых, ломаных линий;
-знание свойств изученных геометрических
фигур,;
вычерчивание
прямоугольника
(квадрата)
с
помощью
чертежного
треугольника (с помощью учителя);
- читать, показывать числа 1-100;
- считать по единице и равными числовыми
группами (по2, по5, по3, по4) в пределах 20 в
прямом и обратном порядке (необязательно);
сравнивать числа в пределах 100 (использовать
при сравнении чисел не обязательно; при
сравнении двузначных чисел с двузначными
возможна помощь учителя);
пользоваться таблицей состава чисел второго
десятка из десятков и единиц;
записывать
числа,
выраженные
одной
единицей измерения (стоимости, длины,
времени);
- определять время по часам с точностью до
часа;
- складывать и вычитать числа в пределах 100
без перехода через разряд ( с помощью
калькулятора);
- решать простые примеры с числами,
выраженными одной единицей измерения
(длины, стоимости, времени);
- решать простые текстовые задачи на
нахождение суммы и разности (остатка) ( с
помощью учителя);
решать задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц (с помощью
учителя);
показывать и называть геометрические
фигуры;
измерять отрезки и строить отрезок заданной
длины;
строить луч, произвольные углы, прямой угол
с
помощью
чертёжного
треугольника
(возможна помощь учителя);
строить
треугольники,
квадраты,
прямоугольники по точкам (вершинам) с
помощью учителя.
соотносить количество 1-20 с количеством
Достаточный уровень
-знание нумерации чисел 1-100 в прямом и
обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по
единице и равными числовыми группами в
пределах 100;
-знание названия компонентов сложения,
вычитания;
-понимание смысла арифметических действий
сложения и вычитания;
-знание правила сложения и вычитания числа 0;
-знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
-знание и применение переместительного
свойство сложения;
-выполнение устных и письменных действий
сложения и вычитания чисел в пределах 100 с
переходом через десяток ;
- выполнение устных и письменных действий
(умножения и деления) чисел в пределах 100 с
помощью таблицы умножения (наглядность)
-знание единиц (мер) измерения стоимости,
длины, массы, времени и их соотношения;
-различение чисел, полученных при счете и
измерении, запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами;
-знание порядка месяцев в году, номеров
месяцев от начала года; умение -пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в
году;
-определение времени по часам;
-решение, составление, иллюстрирование всех
изученных простых арифметических задач;
-краткая запись, моделирование содержания,
решение арифметических задач в два действия;
-различение замкнутых, незамкнутых кривых,
ломаных линий; вычисление длины ломаной;
-знание названий элементов четырехугольников,
вычерчивание прямоугольника (квадрата) с
помощью учителя;
-сравнивать числа в пределах 100 (однозначные
с двузначными, двузначные с однозначными);
-использовать при сравнении чисел знаки
(<,=,>);
-пользоваться таблицей состава чисел второго
десятка из десятков и единиц;
выполнять деление на две равные части;
-записывать числа, выраженные одной единицей
измерения (стоимости, длины, времени);
-показывать, называть стороны, углы, вершины
предметов;
складывать фигуры из счётных палочек по
подражанию и по показу;
различать предметы по цвету, форме,
величине;
сравнивать
множества
по
количеству,
используя практические способы сравнения
(приложение и наложение) и счёт, обозначая
словами больше, меньше, поровну;
в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
-измерять отрезки и строить отрезок заданной
длины;
-строить луч, произвольные углы, прямой угол с
помощью чертёжного треугольника;
-строить
треугольники,
квадраты,
прямоугольники по точкам (вершинам)
Содержание учебного предмета
1 класс
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина),
назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше,
меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий,
узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже,
выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте,
глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее,
короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый
короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,
одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового,
такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый
легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше,
меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества
предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного
соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество,
столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей
по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше,
меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения
объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по
отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше,
ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под,
напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний,
нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина,
верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра,
вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы
предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0.
Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами
по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного,
цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего
числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от
числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного
соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно,
больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в
том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Нумерация чисел в пределах 20
Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в
пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу.
Получение предыдущего числа в пределах 20 путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в
пределах 20. Однозначные, двузначные числа.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10
р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10
р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью
модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с
помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя –
семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения
(«+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть).
Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметнопрактической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись
числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе
состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное
свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).
Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух десятков (10 + 10 = 20).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и
вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение
суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с
использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном
положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку,
две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение
отрезка заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
Итоговое повторение.
2 класс
Нумерация
Отрезок числового ряда 11—20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и
второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах
20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки >, <, =.
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по
5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм
= 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины, времени.
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных
и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия больше на ..., меньше на.... Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два
действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
3 класс
Нумерация
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде
суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Повторение
Нумерация в пределах 20, состав чисел. Числа следующие и предыдущие, сравнение чисел.
Компоненты сложения и вычитания. Меры времени 1ч, 1 сут. Решение примеров с
именованными числами. Единицы стоимости, решение задач. Геометрический материал.
Отрезок, круг. Меры длины сантиметр, дециметр. Углы, виды углов. Нумерация в пределах 100.
Умножение и деление. Геометрический материал.
Геометрический материал
Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов на плоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая), отрезок, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность. Использование чертежных
инструментов для выполнения построений. Измерение длины отрезка.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Арифметические Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости
(литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин
Арифметические задачи
Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение
(уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию). Решение
арифметических задачи по краткой записи и с недостающими данными. Задачи, содержащие
отношения «больше на …», «меньше на …». Задачи с мерами стоимости и мерами длины.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Арифметические действия
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Умножение и деление до 6. Названия
компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица умножения и деления.
Взаимосвязь арифметических действий. Сложение и вычитание круглых десятков. Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение.
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Сложение и вычитание круглых
десятков и однозначных чисел. Сложение и вычитание круглых десятков и двузначных чисел.
Сложение и вычитание двузначных чисел. Получение круглых десятков сложением двузначных
чисел с однозначным. Получение круглых десятков сложением двух двузначных чисел.
Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. Скобки. Порядок
действий в примерах со скобками и без них. Действия 1 и 2 ступени. Алгоритмы письменного
сложения, вычитания. Способы проверки правильности вычислений.
4 класс
Числа и величины
Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста. Устанавливать
закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять
последовательность
по
заданному
или
самостоятельно
выбранному
правилу
(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в
несколько раз).
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.
Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, ), используя основные
единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм-грамм; час — минута,
минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр —
сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия.
Выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои
действия.
Арифметические действия
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, табличное
умножение и деление числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения
чисел.
Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначныхчисел в
случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1).
Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.
Вычислять значение числового выражения (содержащего 2 арифметических действия, со
скобками и без скобок).
Выполнять действия с величинами. Использовать свойства арифметических действий для
удобства вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между
условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор действий.
Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом
(в 1—2 действия).
Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой
угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг). Выполнять
построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,
прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
Использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач.
Распознавать и называть геометрические тела (куб, шар).
Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Распознавать, различать и называть геометрические тела.
Геометрические величины
Измерять длину отрезка. Измерять длину ломаной. Оценивать размеры геометрических
объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических
фигурах. Читать несложные готовые таблицы;
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение проверочной
работы (1 класс) и контрольной работы (2 - 4 класс). .
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем
Пропедевтика
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10
Нумерация чисел в пределах 20
Итоговое повторение
Всего
Кол-во
часов
21
76
66
10
2
99
2 класс
№
п/п
1
2
3
Наименование разделов и тем
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Кол-во
часов
39
21
40
4
5
6
Арифметические задачи
Геометрические формы
Всего
20
16
136
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
6
15
12
14
30
59
136
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Нумерация
Повторение
Геометрический материал
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические задачи
Арифметические действия
Всего