Природоведение 5-6

Приложение 5
к адаптированной основной
общеобразовательной
программе образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения
“Личадеевская средняя школа”,
утвержденной
приказом директора МБОУ Личадеевской
СШ от 31.08.2023 № 250/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
для 5-6 КЛАССОВ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России;
сформированность чувства гордости за свою Родину;
сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся иразвивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимыхмотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
сформированность этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению кматериальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях,фотографиях;
Представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево
леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание ихзначение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(подконтролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
пониманиеоценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданиюпедагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающеммире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
основанийдля классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение;
растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были

изученына уроках;
известны из других источников; объяснение своего
решения;выделение существенных признаков групп
объектов;
и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здоровогообраза
жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного, проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего иитогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершенствование действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
2. Содержание учебного предмета.
5 класс
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в
космос.Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца.
Сезонныеизменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера,
литосфера,биосфера.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты
в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их
достопримечательностями,население нашей страны.
Растительный мир Земли
Живая природа. Биосфера: растения, животные,
человек.Разнообразие растительного мира на
нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов).Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники,
травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения,
внешний вид,места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний
вид, местапроизрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания.
Правила сборалекарственных растений.

Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким
климатом.).Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей
страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и
водоемов.Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы
своегокрая.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана.Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние
питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка,
аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и
содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким
климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга
России. Красная книга своей области (края).
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние
органы. Как работает (функционирует) наш организм.
Взаимодействие
органов. Здоровье
человека
(режим,
закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день.
Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая
помощь(оказание
первой
медицинской
помощи).
Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах.
Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны
экстренной помощи. Специализация врачей.
6 классВоздух
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства
воздуха:
прозрачность,
бесцветность, объем,
упругость. Использование
упругости
воздуха.
Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха
при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый
воздухподнимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и
человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ его свойство не

поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган,
способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержаниечистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы.
Глина,песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и
глинистых почв по воднымсвойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народномхозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы
добычи.Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет,
пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть,
твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть.
Добычанефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов:
цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление.
Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных
металлов.Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость,
пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание
алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность,
теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр. Местные
полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как
жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые
твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка
мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе:
минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее
измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда
и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.
Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия
питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской
воды.Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на
карте. Охрана воды.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
5 класс
№
Наименование разделов
1 Вселенная
2 Наш дом – Земля
3 Есть на Земле страна - Россия
4 Растительный мир Земли
5 Животный мир Земли
6 Человек
Всего:
6 класс
№
Наименование разделов
1 Воздух
2 Почва
3 Полезные ископаемые
4 Вода
Всего:

Кол-во часов
3
3
17
14
18
15
68
Кол-во часов
15
15
18
22
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».