Технологическая карта урока географии в 8 классе. Учитель Красильникова С.Ф. Тема урока: "Урок повторения и обобщения знаний по теме: «Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы»" Обобщение полученных знаний о водных объектах России. Цель деятельности педагога Образовательные: обобщить полученные знания о водных объектах России и создать проект Google карты Задачи урока водных объектов, привлекательных для туризма, с использованием ИКТ-технологий. Развивающие: формировать у учащихся умения оценивать водные объекты страны и её природно-ресурсный потенциал, развивать коммуникативные навыки учащихся, способности анализировать различные источники информации, развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение работать в группе; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитывать патриотизм, посредством изучения своей Родины, чувство коллективизма, взаимопомощи и выручки, формировать у учащихся интерес к совместной деятельности, чувство ответственности за общее дело. Личностные УУД: развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, посредством раскрытия взаимосвязи УУД экономического развития от природных и исторических условий, развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать полученные знания для коллективного результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками при определении цели и задач, функций участников, способов взаимодействия, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. Урок систематизации и обобщения знаний и умений Тип урока Урок-путешествие. Частично-поисковый, наглядный, индивидуальный и дифференцированный подход в Методы и формы обучении. Решение учебных и практических задач; индивидуальная, фронтальная, групповая обучения Технология деятельного метода обучения, информационно коммуникативные технологии. Технологии Основные понятия и Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы. термины Ценностный компонент Водные ресурсы как один из наиболее важных показателей экономической мощи страны. урока Нагляднодемонстрационный материал Материальнотехнической обеспечение Планируемые образовательные результаты Литература Этапы урока 1. Обучающ ие и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Организа Учебник, мультимедиа-презентация, физическая карта и атласы России, учебное пособие Географическое краеведение Ардатовского района, атлас Нижегородской области, маршрутный лист, инструкция по созданию Google карты. Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, ноутбуки с интернетом для учителя и учащихся Предметные: обобщение полученных знаний о водных объектах. Знать - основные водные объекты России. Уметь – работать с картами атласа, применять географические знания в жизни Уметь – работать с картами атласа, схемами и таблицами, применять географические знания в жизни Личностные: осознание значимости водных объектов России для её развития и процветания; развитие эстетического сознания через изучение водных объектов Всемирного природного наследия. Метапредметные: формирование умений: 1) анализировать информацию и делать самостоятельные выводы; 2) давать аргументированные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе. 1.География 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (А.И. Алексеев и др.).-8-е изд.-М. : Просвещение, 2019.-255 с. 2.Атлас 8-9 класс, География России с комплектом контурных карт, 2022 г. 3.Атлас Нижегородской области Организационная структура урока Формы организа ции Деятельность учителя Деятельность Универсальные Проме взаимод учащихся учебные действия жуточн ействия ый на уроке контро ль Здравствуйте, ребята. Садитесь. Воспринимают на слух, визуально Фронтал Личностные: самоорганизация. Устны Организа ция ционный самоопре деления этап обучающ ихся к (1мин) деятельно сти на уроке Девиз урока: обучение, должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. К.Д. Ушинский (создание гуглкарты) (На уроке нам необходимы; учебник атлас России, с.14-15, атлас Нижегородской области, с.14-15, ноутбук, маршрутный лист, инструкция по созданию гуглкарты, учебное пособие Географическое краеведение Ардатовского района, с.26, рис. 9.) Урок пройдет в форме путешествия по водным объектам России. Эмоциона 1.Ребята, давайте посмотрим выступление 2. Председателя Правительства России Постанов льная, ка цели и психолог Мишустина Михаила Владимировича ическая и (видеоролик) (слайд 2) задач мотиваци 2.Россия – уникальная страна возможностей. В урока. чем заключается уникальность? (слайд 3) Мотивац онная подготовк ия а учебной деятельн учащихся к уроку ости учащихс освоения новых я знаний Приведите примеры объектов Всемирного (3 мин) природного наследия? контролируют свою готовность к уроку Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, учитель должен «научить детей учиться». ьная Регулятивные: способен регулировать свои действия, прогнозирует деятельность на уроке Коммуникативны е: вступает в речевое общение, участвует в диалоге. е ответы Учащиеся смотрят видеоролик Фронтал ьная Личностные: имеет мотивацию к учебной деятельности, проявляет интерес, внимание. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу Коммуникативны е: планирует учебных действий совместно с учителем. Устны е ответы Дети говорят Наша страна богата особо охраняемыми территориями, объектами Всемирного культурного и природного наследия Юнеско. Вулканы Камчатки, Карельские леса, Горы Алтая или Кавказа, реки Урала и Сибири, Дальнего Востока, Черноморское (слайд 4) Да, наша страна богата природными объектами, в том числе водными. Скажите, какие водные объекты вы изучали на предыдущих уроках? Перечислите водные объекты, на которые планируется осуществлять экотуризм? (слайд 5) Ребята, сформулируйте тему урока побережье. Учащиеся перечисляют: моря, озера, реки, болота, подз.воды, ледники, искусст.водоемы, многолетняя мерзлота Моря, озера, реки Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы. Обобщение (слайд 6) Сформулируйте цель урока полученных знаний о водных объектах. 1. Повторить знания Для достижения цели давайте сформулируем о водных объектах задачи 2.Применять полученные знания - Открываем тетради, записываем число, тему в практической урока: «Моря России. Внутренние воды и деятельности водные ресурсы» (слайд 5) Мотиваци (слайд 7) Ребята, начинаем наше путешествие по Учащиеся 3. водным объектам России. Результатом нашей внимательно Актуализ я на работу, работы будет создание Google карты водных слушают ация создание объектов, привлекательных для туризма. знаний проблемн Сегодня на уроке работаем по группам (слайд 7) ой Инструктаж (5 мин) ситуации. У каждой группы на столе лежит маршрутный лист. В первом задании вы будете записывать свои ответы (водные объекты) на вопросы, выполняя задания. Во втором задании написаны водные объекты, которые вы будете фронтал ьная Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативны е: планирует учебные действия совместно с учителем Личностные: Устны еи письме нные ответы отмечать при создании гугл карты, у каждой группы они разные. 4. Обобщен ие и системат изация знаний (13 мин) Работа на интеракти вной доске, на ноутбуках ,с резентаци ей (слайд 8) Приступаем к выполнению первого задания. Внимание на экран. Перед вами интерактивное задание «Принадлежность морей России к бассейнам океанов» (Выходим по 1 от группы) по 3 моря на каждую группу (слайд 9) Запишите объекты в маршрутные листы. Отправляемся дальше. (слайд 10) Второе задание. Определить по описанию название моря (слайд 11) Внутреннее море бассейна Атлантического океана. Здесь сохранились млекопитающие эндемики – белобрюхий тюлень и дельфин – афалина. Самое тёплое море на территории России, одно из любимых мест отдыха российских туристов. Крупнейший незамерзающий порт на побережье этого моря – Новороссийск. Черное море (слайд 12) Это море — часть Тихого океана. С октября по май-июнь северная часть моря покрыта льдом. Это море с трёх сторон окружено сушей. По высоте приливов это море держит первенство среди морей России. Фронтал ьная Выполняют задание на интерактивной доске и ноутбуках Отвечают и записывают ответ в маршрутный лист понимает значение знаний изученного материала для решения поставленной задачи Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативны е: планирует учебные действия совместно с учителем Личностные: понимает значение знаний изученного материала для решения поставленной задачи Устны еи письме нные ответы В Пенжинской губе залива Шелихова приливы достигают 13 м. В море добывают крабов и кальмаров близ берегов Камчатки. Охотское море (слайд 13) Внутриматериковое окраинное море, глубоко вдающееся в материк, принадлежит бассейну Атлантического океана. С древности и до XVIII века было известно как «Варяжское море». Самое западное из морей, относящихся к бассейну Атлантического океана. К этому морю относится Финский залив с портом СанктПетербург. На юго-восточном побережье моря располагается порт Калининград. Балтийское море Движемся дальше. 3 задание. Литературная страничка. Поэты по-своему описывают реки. Давайте определим название реки по описанию. (слайд 14) Коварная, лихая, сумасбродная, Родная дочь Байкала-старика, Ты по тайге меж гор течешь, свободная, Могучая сибирская река. (Молчанов-Сибирский) Ангара (слайд 15) У тебя, краса-река, Женское обличье, Даже имя у тебя Нежное, девичье. Ласковым тебя не зря Окрестили словом, Несмотря что родилась Ты в краю суровом. (Л. Попов) Лена (слайд 16) Начинает свой путь на Валдае И течет – величава, горда, Сотни рек и речушек вбирает, Отражает в воде города, Их соборы, сады и кремли, И встречается с Каспием вскоре... И качает она корабли На груди, полноводна, как море. (Н. Радченко) Волга Красивы и величавы наши реки, а теперь наш путь лежит к озерам. (слайд 17) 4 задание. Самое, самое… Самое глубокое озеро России Самое большое озеро по площади Самое соленое бессточное озеро Западной Сибири Озеро, через которое проходила дорога жизни» во время Великой Отечественной войны Озеро, входящее в состав комплексного объекта «Золотые горы Алтая» Крупное озеро в восточной части полуострова Камчатка. Является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО (слайд 18) Ответы. Самое, самое… Самое глубокое озеро России – Байкал (наибольшая глубина – 1637 м) Физкуль тминутка (3 мин) Самое большое озеро по площади – Каспийское Самое соленое бессточное озеро Западной Сибири - Чаны Озеро, через которое проходила дорога жизни» во время Великой Отечественной войны – Ладожское Озеро, входящее в состав комплексного объекта «Золотые горы Алтая» Телецкое Крупное озеро в восточной части полуострова Камчатка. Является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО - Кроноцкое Давайте немного отдохнем и посмотрим фрагмент видеоролика. (слайд 19) Ребята, а вы узнали это озеро? Видеоролик «Большое озеро» Ардатовского округа. Давайте продолжим наше путешествие по Нижегородской области. 5 задание.. Определить по фото название водного объекта. (слайд 20) озеро Светлояр – озеро исполнения желаний, озеро, с которым связана легенда о затонувшем городе Китеже. (слайд 21) Пустынские озера – 8 водоемов причудливой формы, расположенных на реке Сережа. (слайд 22) Чарское озеро – озеро карстового происхождения, расположенное в Ардатовском районе. И завершаем наше путешествие по нашей малой Родине. 6 задание. Поверхностные воды Ардатовского округа (слайд 23) Открываем учебное пособие географическое краеведение Ардатовского района, с. 26, рис. 9. По карте поверхностных вод Ардатовского района назвать по 3 реки: 1 гр. – относящиеся к бассейну реки Сережа (Салакса, Чара, Вежать, Сырой Ирзяк, озеро Чарское, Комсомольское) 2 гр. - относящиеся к бассейну реки Теша (Иржа, Сиязьма, Ужовка, Леметь, Ломовка, Нуча, Тиржа, Помзель, Шилокша, Нукс, Теша, Красная, Манасиха, озеро Большое, озеро Нуксинское) 3 гр. - относящиеся к бассейну реки Мокша (Каркалейка, Сарма, Канерга) Итак, ребята, мы совершили путешествие по наиболее значимых водным объектам России. Завершили это путешествие по рекам и озерам Нижегородской области и Ардатовского округа. 5. Примене ние знаний и умений в новой ситуации . Контрол ь усвоения, обсужден ие допущен ных ошибок и их коррекци я. (15 мин) 6.Домаш нее задание (2 мин) Практиче ская работа по созданию гугл карты Закреплен ие изученног о материала . Умение работать с контурно й картой, географич еской картой, с интеракти вной доской Google карта Водные объекты Ардатовс кого округа (слайд 24) А теперь выполним седьмое задание по созданию Google Карты и отметим на ней по 3 водных объекта. 1 гр. – Черное море, Ладожское озеро, река Амур 2 гр. – Балтийское море (Куршская коса), озеро Байкал, река Лена 3 гр. – Берингово море, озеро Большое (Ардатовский район, Нижегородская область), река Волга Еще раз посмотрите на инструкцию по созданию Google карты, но, если будут затруднения, обращайтесь ко мне. По 1 учащемуся из группы выходят к доске и отмечают на карте с помощью магнитов объекты из маршрутного листа. Ребята, мы создали Google карту, она автоматически сохраняется на этом сервисе, её можно распечатать и поделиться ссылкой в социальных сетях и мессенджерах. Необходимо открыть доступ к карте для просмотра. Поставьте оценку своей группе в маршрутный лист. (слайд 26) Домашнее задание: Творческое задание: Дополнить Google карту водными объектами Ардатовского округа. Выполняют задания учителя. Фронтал ьная Работают с атласом, настенной картой, с интерактивной доской Оценивают свою работу. Осмысление фронтал учащимся плана ьная выполнения задания дома самостоятельно Слушают учителя и записывают дом. задание в дневник Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативны е: планирует учебные действия совместно с учителем Личностные: понимает значение знаний изученного материала для решения поставленной задачи Устны еи письме нные ответы Коммуникативны е: умеет строить понятное монологическое высказывание слушает одноклассников, учителя Регуля ция учебно й деятел ьности 7.Рефлек сия (2 мин) 8.Итог урока (1 мин) Оцениван ие результат а своей деятельно сти (слайд 25) РЕФЛЕКСИЯ. Вопросы: Что понравилось? Что нового узнали? В чем были затруднения? Определяют свой уровень знаний изученного раздела на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Оценивает результаты как работы класса, так и отдельных учащихся Ребята вы все справились с работой. Все получают оценку «Отлично». Молодцы! Огромное спасибо за урок! Ученики получают оценку за работу на уроке и принимают объективный комментарий учителя Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу самосто Регулятивные:: ятельная управляет своей познавательной деятельностью. Коммуникативны е: определяет общие цели, способы взаимодействия, планирует общие способы работы. Познавательные: владеет основными понятиями индивид уальная Саморе гуляци я Оцени вание учащи хся за работу на уроке.